|
Новокузнецк 14.04.2011
Не розовый мир
В новокузнецком драматическом театре поставлен новый спектакль - "Бродвей".
История, как известно, была позаимствована режиссёром Петром Шерешевским у голливудского кинофильма "Пули над Бродвеем".
Коротко напомним сюжет ещё раз: он о сотворчестве начинающего драматурга, написавшего "выхолощенную"
интеллектуальностью пьесу, и гангстера, который помогает эту пьесу сделать более живой, а потому -
жизнеспособной и успешной.
Шерешевский пошёл по пути создания "пьесы по мотивам". И, конечно, правильно сделал. Скрупулёзно
переводить на кальку оригинал - занятие неблагодарное. А вот собственную историю нарисовать творческому
человеку, коим априори является режиссёр (в сообществе с художником-постановщиком), вовсе не зазорно.
Кино, впрочем, помогает конструировать сценическую реальность. Здесь воплощаются приёмы вроде разделения
пространства сцены пополам, как это бывает на экране - в спектакле переговоры по телефону в разных
кроватях приобретают особенную комичность. Зрелищности способствует и демонстрация видео и фото на
огромных экранах-стенах: весело пыхтит по рельсам поезд во время рассказа о том, как молодой
провинциальный драматург Дэвид Шейн отправляется в Нью-Йорк, мелькают завораживающие огни большого
города, сопоставляются фотографии Шейна (Андрея Грачёва) и почитаемого на Бродвее Чехова, когда
главному герою льстят - и зритель видит воочию, до чего же Грачёв в очках похож на Антона Павловича.
Возможности же театра позволяют режиссёру создать свою визуализацию истории. Главный козырь спектакля -
музыкальный бурлеск, который новокузнецкая постановка, видимо, получает в наследство от бродвейских
собратьев. Здесь много поют - причём вживую! Играют на пианино и отбивают чечётку. Часто раздеваются
(хотя и до порток, но вполне целомудренно). Стреляют пулемётными очередями, после которых поверженные
оживают и весело продолжают развлекать публику. Грусть долой, на сцене - Бродвей!
Интрига "театр в театре" ("театр в кино" - куда менее обострённая ситуация) замечательно позволяет
актёрам пройтись по штампам и трафаретам сценических амплуа. Труппа, собранная Шейном для своей
пьесы, - просто конгламерат занимательных персонажей. Когда артисты начинают декламировать свои
тексты утрированно "по-театральному" (отчасти, чтобы как следует оттенить неуклюжие попытки игры
Оливии, девицы-протеже большого мафиози, жаждущей актёрской славы) - выходит буффонадный стёб над
самими собой, и заодно над представлениями зрителей об актёрах как о неких небожителях-звёздах.
Здесь Хелен Синклер (Елена Амосова) возвышенно-надрывно возвещает публике сентенции вроде "Каждая
роль - рождение. Каждый занавес - смерть". Приступами обжорства страдает Уорнер Пёрселл (Андрей
Ковзель) - ему нелегко решить проблему поддержания себя в форме ради соблюдения "товарного" актёрского
вида. Карикатурен сам по себе и образ рыженькой стервочки Оливии (Ольга Николаенко создаёт яркий
типаж, но без излишнего нажима на роль). "Стареющая прима", "веселушка-хохотушка" (Иден Брент -
Татьяна Качалова), "герой-любовник", "молодая хищница" - чем не маски комедии современности?
Но мы ещё ничего не сказали об основной коллизии спектакля: той, что выступает детонатором трагедии,
- а как же в хорошем спектакле без трагических высот? Сопоставляются два мировоззрения: интеллигентного,
но "незрелого" драматурга Шейна и матёрого бандита Чича (Артур Левченко), оказывающегося весьма
одарённым в литературном отношении. Поначалу герои взаимодействуют, совместно решая задачи искусства.
Но обмануться спектакль не даёт: тут не то чтобы гений - талант и злодейство несовместимы. Пусть
оступившийся, пусть пошатнувшийся, но раскаявшийся Шейн сохраняет за собой качества человечности.
А Чич - нет. Защищая своё авторское право, он остаётся тем же убийцей, каким и был до встречи с
театром (немногословный, лаконичный, весь в чёрном - он здесь чужой). Искусство, оказывается,не
очищает, не возвышает, как думал вначале Дэвид, а просто с неумолимостью Фемиды расставляет все
точки над i: кто молодец, а кого в чёрный полиэтиленовый мешок - и вниз, в оркестровую яму.
Этот спектакль - ещё один пример воплощения на сцене Новокузнецкого драматического театра серьёзных
мыслей средствами зрелища, шоу. Тут средь увлекательных сюжетных перипетий проступают вопросы о
творцах и творчестве, востребованности актёров, принятии профессии семьёй, жажде изместности,
настоящих ценностях. Зачем-то всё время стоящий на сцене ящик с исковерканной надписью A. Chekhov и
ниже - Ancle Vanyia - обретает под конец, например, такой смысл (подлинность суждений не гарантируем):
не сотвори себе кумира, как тот пресловутый дядя Ваня Войницкий, не ходи за ложными идеалами, не
утрать главное в жизни - любовь и простое человеческое счастье...
Всё, конечно, завершается по законам жанра - то есть хеппи-эндом. На сцене снова танцуют и поют об
известной истине "Этот мир совсем не розовый". Праздник праздником, но и в нём всегда находится
место для раздумий.
Анастасия Лешкевич
|