|
081013 Новокузнецк
Взрыв сознания для людей постарше
В драматическом театре состоялась премьера спектакля по пьесе Василия Сигарева «Семья вурдалака». Накануне журналистов пригласили на
генеральную репетицию. Поделимся своими впечатлениями от представления.
Творчество Василия Сигарева – молодого и пользующегося успехом драматурга, сценариста и кинорежиссёра – современно, необычно,
провокационно и, безусловно, – спорно. В своих произведениях автор вскрывает язвы современного общества: алкоголизм, наркоманию,
царящие всюду безразличие и бездуховность. Драматург намеренно выбирает сюжеты, героев и темы, которые и режиссёры, и зрители
относят к «жёстким», «чёрным»: вся семья гибнет, рушится из-за долгов сына-наркомана, освободившаяся из тюрьмы мать устраивает свою
личную жизнь на глазах у малолетней дочери и так далее. В общем, спектакли и фильмы по произведениям Сигарева – зрелище не для
слабонервных.
В Новокузнецком драматическом театре «Семья вурдалака» – третий спектакль из области современной драматургии. «Откровенные
полароидные снимки» и «Одноклассники» носили камерный характер, имели ограниченный круг зрителей. Произведение Сигарева изначально
планировалось для большой сцены. По словам Марины Евса, директора театра, наркомания – это настолько актуальная для нашего общества
тема, что её не нужно скрывать, она, наоборот, должна быть интересна зрителю. Более того, у постановки есть целевая аудитория –
старшеклассники, студенты и их родители.
Мы уже оговорились, что главная тема спектакля – наркомания и её последствия – в качестве разрушенных судеб, смерти, потери веры в жизнь
и добро.
В центре внимания зрителя – обыкновенная среднестатистическая семья: мать – учительница начальных классов (40 лет), отец – инвалид
(50 лет), их сын Роман (20 лет), его беременная девушка Марина (20 лет). Зритель встречает их уже накануне беды, точнее – в некоем её
предчувствии.
Романа в доме нет. Марина с будущей свекровью пьёт на кухне чай, делясь с ней будущими планами совместной жизни с Романом. Не в
силах обманывать девушку, мать рассказывает ей о том, что лечение сына, на которое были потрачены последние семейные деньги, не
принесло результатов, что Роман так и остался наркоманом, только скрытным – в ноги колется. Марина не отчаивается – вся жизнь впереди, а
деньги на новое лечение она у родственников займёт. Успокоив мать, девушка отправляется в ванную, и тут приходит она, беда… В кожаном
пиджаке и с массивной цепью на шее, в сопровождении своих «рабов», в их дом приходит Виктор – человек, которому Роман задолжал шесть
тысяч рублей за предоставленное зелье. У семьи ничего нет. Несмотря на уговоры, плач, просьбы, взывание к совести, Виктор остаётся
непреклонен – требует вернуть деньги. У него своя философия, и проблемы «тварей пресмыкающихся» и «червей» его не касаются:
– Я за своим пришёл. Своё забрать. Я не виноват, что ваш Ромочка мажется. Не я его на иглу садил. И не я ханку придумал. Так общество
очищается. Все слабые вымрут, а мы останемся. Будет мир, покой и братство всеобщее. А то, что я банчу, – это время такое. Каждый живёт
так, как может.
Виктор вовсю развлекается в квартире своего должника: крушит мебель, бьёт инвалида-отца, унижает мать. Самое страшное происходит, когда
из ванны выходит Марина…
Самого Романа зритель видит только в конце действия, когда ничего исправить уже невозможно. Поначалу в нём просыпается нечто
человеческое: он просит прощения, безудержно рыдает… Но потом снова просит у матери денег на очередную дозу.
Спектакль наполнен эмоциями до предела, причём больше не актёрскими, а зрительскими. Действие настолько захватывает, что стираются
границы между сценой и реальностью, хочется выбежать на сцену, остановить то гадкое, преступное и несправедливое, что происходит
перед глазами. И видишь-то это только ты, почему-то в той, сценической реальности, герои остаются одни со своей бедой, за всё время
действия не появилось ни одного соседа, родственника, прохожего, который бы смог помочь. Есть милиционер, но он только смеётся в лицо
обезумевшим родителям, он – непробиваемая скала бессердечия. Никому никто не поможет, всем всё равно – такие мысли посещают
зрителя.
Страшно также и то, что равнодушие царит не только снаружи – оно внутри квартиры. Отец Романа, инвалид Петр Петрович, на все разговоры
жены отвечает односложными словами – ему давно плевать на все происходящее. Он бессилен перед жизнью, она его сломала, и в
создавшейся ситуации он обвиняет жену. Несмотря на жалость к героине, чувствуешь правду и в его словах. Учительница по профессии,
Людмила Ивановна, всю жизнь отдавала душу чужим детям. Семейная жизнь не складывалась – муж пил, и с топором, бывало, гонялся за
ней. Не любил он её, а она и не просила – скрывала всё и от людей, и от себя, и от собственного сына. Пытаясь сохранить семью, не
замечала, как её теряла – в лице сына. Что бы кто ни говорил, все беды детей берут начало от родителей. Недополучив любви и внимания в
семье, Роман пошёл искать их на улице. И нашёл погибель для всей семьи.
Спектакль, по излюбленному выражению Василия Сигарева, не просто удивляет, завораживает, он «бьёт палкой по голове»: как, почему такое
происходит, откуда взялась вся эта гадость, грязь, несправедливость? По признанию зрителей, также посетивших генеральную репетицию,
особенно захватывает второе действие – «слезы прошибает». Это слова взрослого человека, матери, педагога. Женщина отметила также и то,
что смотреть спектакль нужно не только молодёжи, но и взрослым – всё идёт от родителей. Кроме того, он заставляет задуматься: а ты знаешь,
кто в твоём доме наркоман? Ты придёшь на помощь к нему или его семье, если с ними случится подобная ситуация? Или ты, как и все,
будешь безразличен?
Сами же представители «целевой аудитории», старшеклассницы Дарья и Татьяна, хоть и отметили эмоциональную насыщенность спектакля,
согласились друг с другом во мнении, что «тема актуальная, но уже заезженная».
– Об этом нужно уже как-то по-иному говорить, глубже, дотошнее исследуя её, – подчеркнула Дарья.
Как зритель, соглашусь с Дарьей. Пьеса «Семья вурдалака» Василия Сигарева была опубликована 12 лет назад. Срок небольшой, но реалии,
безусловно, изменились. Понятно, что сцену и реальность нельзя сопоставлять. Тем не менее там, в зрительном зале, трудно было отделаться
от ощущения, что герои, их жизнь, какие-то бытовые реалии медленными шагами уходят в прошлое. Десять лет назад это была бы «бомба»
для старшеклассника, а теперь этот взрыв предназначен уже для более старшего возраста.
Мария Изенкина
Фото Станислава Зазулина
|