|
Кузнецкий рабочий 23.11.2010
Ностальгия по непрожитому
Лягушки, когда-то украшавшие фонтан в Саду металлургов, в свое время считались чуть ли не образцом пошлости
и безвкусицы, а когда были убраны, дабы не позорить город, многие горожане по ним затосковали.
Затосковали-запечалились как о свидетелях своей молодости.
В новом спектакле драматического театра “Старший сын” на сцене, представляющей двор небольшого городка,
“гипсовые” пионеры с горнами и спортсменки с веслами, словно действие происходит в детском парке или
пионерлагере. Но ни парка, ни лагеря, ни детей тут нет. А скульптуры как опознавательные знаки того времени.
(Автор сценографии и режиссер-постановщик - главный режиссер театра Петр Шерешевский.)
Действующие лица, произнеся какую-то реплику, подходят к горнисту или девушке с веслом и замирают в тех же
позах и с тем же реквизитом в руках. Надо понимать, что и эти люди - представители того безвозвратно ушедшего
времени. Большая часть сцены затянута опрокинутой под углом прозрачной тканью.
Там, за этой дымкой, - деревья. И люди ходят в плащах. Весна? Осень? По пьесе - весна. Но на авансцене сугробы
и огромных размеров снежный шар, как основа для снеговика. Этот шар по ходу действия меняет свое
местоположение. Ностальгическая история (так определил жанр спектакля режиссер) напоминает чей-то сон. Только
в детском сне может все мешаться - весной сугробы, игра в снежки и начатая снежная баба. Люди, занимающие
место скульптур. Как в детской игре. Статуя! Человек! Один говорит другому, а тот то замирает, то оживает.
Только во сне или в ожившей памяти размытыми становятся лица и персонажи, даже отрицательные у автора,
смягчаются и теряют свой неприглядный облик. Это - начавшаяся как анекдот история чужих и одиноких людей,
вдруг нашедших друг друга. Два парня, опоздавшие на последнюю электричку, чтобы не замерзнуть, забрели в
квартиру незнакомых людей, выдав одного из непрошеных гостей за внебрачного сына хозяина. Телевидение не
устает повторять этот замечательный фильм с Евгением Леоновым и Николаем Караченцовым в главных ролях.
И хоть пьеса написана великим драматургом Александром Вампиловым для сцены и ставится чаще, чем “Утиная охота”
или “Прошлым летом в Чулимске”, или другие его пьесы по всей стране и за рубежом от Китая до США, была
некоторая боязнь сравнения с фильмом. Но киноверсия не мешает спектаклю.
Драматургия Вампилова, органично соединяя в себе смешное, трагическое и некую фантасмагорию, когда и смеешься,
и плачешь, и, взгрустнув, вздрагиваешь от неожиданных мистификаций, крепко держит внимание зрителя. Надо
сказать, и читаются его пьесы легко, как детектив.
Выписанные автором как отрицательные персонажи Сильва и летчик Кудимов - в общем-то обыкновенные люди, просто
они другие, нежели Сарафанов (отец), Васечка, его младший сын, Бусыгин, Нина, наивные, чистые, открытые, с
тонкой душевной организацией, а Кудимов и Сильва эгоистичны, бестактны, неделикатны, они причиняют людям боль,
не понимая своего злодеяния. Так в пьесе. В спектакле - потому и ностальгическая история, что все помнится как
хорошее - Сильва (Андрей Грачев) веселый обаятельный парень. А летчик Кудимов (Евгений Любицкий) появляется с
цветами, шампанским, как сказочный персонаж или артист цирка, как черт из табакерки. Он действительно иной, но
по-другому. И он тоже из сна.
Это спектакль-ностальгия по тому времени, когда люди были наивны и простосердечны, когда верили друг другу и
могли пустить незнакомца в дом. Пьеса играется порой как литературный театр, когда артисты не действуют, а
читают ремарки, как отрывки из повести.
В спектакле великолепные актерские работы. Анатолий Смирнов в роли Сарафанова психологически точен, убедителен и
вызывает щемящее чувство сострадания к его герою. Очень хорош новый молодой артист Александр Коробов в роли
Васеньки. Я уже сказала об эффектном появлении эксцентричного Кудимова (Евгений Любицкий). Евгений Котин (Бусыгин)
и Андрей Грачев (Сильва) набирают силу от спектакля к спектаклю. Достойная работа у Елены Амосовой (Макарская) и
Марии Захаровой (Нина). Актеры играют в ансамбле. И музыкальное сопровождение усиливает проникновенность спектакля.
Александру Вампилову в этом году исполнилось бы 73 года, если бы он не утонул в Байкале в свои неполные 35. Он
бы мог еще жить. И кто знает, как бы он воспринял спектакль, в котором сглажен конфликт, или даже не сглажен,
а сдвинут в другую сферу.
У режиссера герои не так уж противопоставлены друг другу, как противостоят они нашему более жестокому, бессердечному
времени. И снег на авансцене символизирует нравственную чистоту тех людей. Но история человечества не знает
бесконфликтных периодов, как и пьесы, даже комедии не пишутся драматургами без интриги, противодействия сил.
Все это азбука для профессионального режиссера. Не случайно Петр Шерешевский облекает комедию драматурга в некий
сон. Это спектакль авторский, это его собственная тоска по ушедшему, по времени, в котором он еще и не жил. Но в
ней и неприятие прагматизма и жестокости, бытующих среди людей сегодня. Все-таки, наверное, Вампилову бы это
понравилось.
Татьяна Тюрина
|