|
Кузнецкий рабочий 120414
Не странная, а просто щедрая
Сюжет еще не так давно любимой театрами страны пьесы “Странная миссис Сэвидж” Джона Патрика довольно прост и не так уж
надуман. Миллионерша Этель Сэвидж (Вероника Березнякова) все свое огромное состояние оставляет благотворительному фонду. Да и
всю свою жизнь она тратила большие деньги на бедных людей, нуждающихся в помощи. И все было бы без проблем, если б не ее взрослые
алчные дети, заметим, не родные по крови: ее падчерица Лили-Бэлл (Илона Литвиненко) и пасынки Сэмуэлл (Игорь Марганец) и Тит (Игорь
Омельченко).
Возмущенные поведением мачехи, они оформляют ее в сумасшедший дом. В “Тихую обитель” она приходит с плюшевым медведем и не
выпускает его из рук. Чем не сумасшедшая?! Знали бы ее детки, что именно в нем зашиты ценные бумаги на сто миллионов.
Драматические истории из-за наследства, распри родственников всем известны не только по литературе. Наверное, каждый человек
вспомнит такую неприглядную историю из жизни. И пусть там счет идет не на миллионы, а всего лишь на квартиру или дачу, страсти
те же, шекспировские. Так что по сути эта тема вечная и всегда современная, и уже потому близкая нам.
На программке написано: “Поучительная история в двух действиях”. Но замечательно то, что режиссер-постановщик Александр Баранников
никого не поучает, а ставит красивую, трогающую сердце мелодраму.
Первым номером в спектакле, конечно, идет Вероника Березнякова, и не потому, что это ее бенефис (заметим, очередной, но, кажется,
самый лучший или один из самых лучших), а потому, что перед нами мастер. А это значит, что, имея за плечами не один десяток
великолепных ролей, и трагических, и комедийных, острохарактерных, актриса совершенно новая в этом спектакле. Даже голос ее звучит
по-другому. Она появляется в “Тихой обители” мягкая, безропотная. Человек, психически совершенно здоровый и остроумный, и добрый,
она так душевна с каждым из этих психически ненормальных людей, несчастных обитателей этого богоугодного заведения (заметим,
американского), что они сразу начинают любить ее.
Миссис Сэвидж очень естественна в этой противоестественной ситуации. И актриса как-то очень акварельно играет эти сцены, неслышно
передвигаясь, вникая в вопросы каждого. Она словно неформальный лекарь. Она разговаривает с ними не как с больными, не с высоты
своего здорового разума.
Поначалу эти больные кажутся мне на одно лицо. Их передвижения по сцене, манера двигаться и говорить вызывают недоверие. С первой
минуты создается ощущение, что о поведении и образе психических больных режиссер знает только по фильмам. Возможно, не лишними
были бы консультации профессионального психиатра. Более четко очерченная в этой компании роль миссис Пэдди у Татьяны Качаловой. С
появлением в “Обители” миссис Сэвидж и пациенты клиники становятся живее и убедительнее.
Зловещим аккордом в эллегическую мелодию врываются хваткие и бессовестные наследники миссис Сэвидж. Все три актера играют
ярко, эффектно и на грани с гротеском, даже с карикатурой. Миссис Сэвидж виртуозно устраивает им розыгрыш, и все трое попадают в
нелепое положение. Эта троица больше походит на сумасшедших, чем настоящие пациенты клиники.
Исполнители действующих лиц этой пьесы в общем убедительны, особенно хорош в роли доктора Эмметта, главного врача клиники, Анатолий
Смирнов. Великолепная актерская работа. Смирнов играет интеллигентного человека, честного доктора и играет очень интеллигентно и тоже
как-то по-новому. Замечательный артист.
Мне кажется, и сам спектакль поставлен и сыгран интеллигентно. Ни режиссер, ни актеры нигде не впадают в сентиментальность. Из этой
истории ведь можно было такую “мыльную оперу”, такую “залепуху” сделать.
Спектакль заканчивается эллегически: красивая, статная миссис Сэвидж уходит из обители вдаль, в синеву неба (сценография Романа
Ватолкина). Наверное, таким бескорыстным миллионерам не находится места на земле. А жаль.
Татьяна Тюрина
Сергей Косолапов (фото)
|