|
Кузнецкий рабочий 11.12.2010
Лестница в небо
Лестница в небо есть библейский символ восхождения человека к Богу, к духовным высотам. Принимал ли во внимание эту
лестницу, привидевшуюся патриарху Иакову, наш драматический театр при постановке комедии Мольера “Плутни Скапена”,
не знаю. Может, режиссер Татьяна Захарова и сценограф Юлдаш Нурматов что-то другое имели в виду, повесив веревочную
лестницу посреди сцены, но ассоциаций этот атрибут спектакля вызывает много. Так и хочется сказать: каждый человек
должен пройти свою лестницу, взять свою высоту.
По этой лестнице, ведущей к колосникам, взбирается Мольер, преодолев половину, надевает колпак и жилетку, превращаясь
в главного героя своей комедии, которую начинают разыгрывать комедианты дель арте.
Режиссер-постановщик вводит Мольера в спектакль в качестве главного действующего лица.
Тяжело больной Мольер (пьеса написана за два года до его смерти) ищет спасения от недуга в работе, в творчестве. В
его голове возникают персонажи комедии, они выскакивают из легкой коробки, сооруженной на сцене, как не совсем
оформившиеся мысли, протягивают руки к нему с призывом: “Стань Скапеном! Стань Скапеном!”
Сын оклейщика обоев Жан Батист Поклен, родившийся в 1622 году, всю сознательную жизнь провел на сцене в качестве
актера. Ему не хватало пьес, и он сразу начал сочинять сам, став великим комедиографом. “Мольером” он назвался в
самом начале карьеры. Он умер по сегодняшним меркам в молодом возрасте - в 51 год. Мольеру стало плохо на
спектакле “Мнимый больной”. Он отыграл последнюю написанную им комедию и уже дома умер.
В постановке Татьяны Захаровой за Мольером неотступно ходит молчаливый человек в черном, его приговор. Скапен
все сделал, чтобы примирить отцов и сыновей, чтобы соединить влюбленных. Большой толпой, не поблагодарив и не
оглянувшись на своего спасителя, все они уходят на свадьбу, а Скапен, сняв колпак и жилетку, превращается в
Мольера и... умирает.
Высоко над ним вспыхивает звездное небо. Красивый финал, но, думаю, ни один историк не согласился бы с
ним. Режиссерский произвол по отношению к автору происходит со времен Мейерхольда. И тут уже ничего не
сделаешь.
Спектакль играется, я уже говорила, в стиле комедии дель арте. Все артисты с набеленными лицами. И только Андрей
Ковзель, исполняющий роли Мольера и Скапена, с “живым” лицом, кажется, практически без грима. Артист перевоплощается
из одного образа в другой без дополнительных ухищрений, одной работой души. От трагедии к комедии и в обратном
порядке.
Плутни его Скапена - это не жульничество, не способ подзаработать или даже помочь молодым, это игра, это творчество,
это сочинение на заданную тему. От спектакля к спектаклю Ковзель набирает энергии и легкости. И уже в третий вечер,
по словам одной моей знакомой, молодой женщины, “он играл так, словно пьеса написана специально для него”.
Одно из главных достоинств спектакля - великолепные актерские работы. Казалось бы, комедия дель арте, державшаяся
на условности масок, на трюках, буффонаде, шутках сомнительного содержания, мало относящихся к сюжету, не должна
претендовать на какую-то психологическую достоверность, на отличие образов друг от друга. Но наши артисты живут
сегодня и обогащены современной школой игры.
При всей эксцентричности жанра отцы Аргант (Евгений Любицкий) и Жеронт (Артур Левченко) полнокровны, ярки и
психологически убедительны. Традиционно хорош Сергей Стасюк. Он исполняет роль другого слуги - Сильвестра. Молодые
люди, Октав Александра Коробова и Леандр Андрея Грачева, тоже очень выразительны и смешны.
Острое чувство жанра буффонады демонстрирует Илона Литвиненко в роли кормилицы. Актриса настолько непривычна и
необычна в этом костюме, с этой пластикой комедиантки, словно цирковая обезьяна на канате, с нечеловеческой,
нечленораздельной речью. Не мужчина, не женщина, а какое-то странное смешное существо с большой трубой (инструмент
называется “туба”). Виртуозная актерская работа.
Обилие музыкальных инструментов в руках артистов и стоящий на сцене сработанный в декорационном цехе “старинный”
контрабас занимают почетное место в спектакле. Звучащие на английском языке песни не диссонируют происходящему.
Легкая, ненавязчивая сценография Юлдаша Нурматова и световая партитура (художник по свету Андрей Вершинин) создают
образ солнечного края.
Огорчает некая затянутость спектакля. Возможно, звучащая драматическая нота не дает прорваться в зал смешному. В
каких-то эпизодах хохочут на сцене артисты, а зрителям не смешно. Говорят, комедия - это когда смешно не
только артистам. Они, конечно, разогреются, разойдутся, и зритель будет смеяться. Но дело еще в том, что
этот спектакль не совсем комедия, а скорее размышления постановщиков о жизни и творчестве художника. В этом
его и ценность.
Татьяна Тюрина
|