|
11.10.2011 Кузнецкий рабочий
Хелло, Долли!
Спектакль драматического театра “Сваха”, премьера которого прошла в бенефис исполнительницы заглавной
роли Ирины Шантарь неделю назад, начинается как легкое эстрадное шоу, точнее, как мюзикл, легко, изящно,
с минимумом выразительных средств и очень красиво. По кругу на стульях с высокими спинками замерли люди с
зонтиками в позах, как для фотографии. Слышны капли дождя. Затем музыка. И танец женщин и мужчин с
раскрытыми зонтами. Поэзию картинке добавляет свет, слегка приглушенный, какой и бывает во время дождя.
Тонкая работа художника по свету Семена Давыденко (Витебск). Правда, дождь и туман как художественный
образ больше ассоциируется с Лондоном, а город Йонкерс находится в Америке, в штате Нью-Йорк. Но дождь
(а он бывает в любой точке земного шара) поэтичнее, чем солнечный день. Сразу скажу, что постановочная
команда собралась из разных городов. Режиссер-постановщик Борис Гуревич из Санкт-Петербурга.
Художник-постановщик заслуженный деятель искусств России Мария Брянцева тоже из города на Неве, как и
Владимир Бычковский, осуществляющий музыкальное оформление спектакля. Балетмейстер - известный
новокузнецким театралам по многим спектаклям Виктор Тзапташвили из Омска.
В общем, такой мощный десант. И, может быть, во многом потому спектакль выглядит культурным, стильным, я
бы даже сказала, элегантным.
Пьеса американского прозаика и драматурга Торнтона Уайлдера, написанная им по пьесе Иоганна Нестроя в
1954 году, через десять лет стала основой знаменитого мюзикла “Хелло, Долли!”. Эта Долли и есть та сваха,
которая якобы взялась женить бизнесмена Вандергельдера, бывшего мужа умершей подруги, что и с успехом
сделала, только женила она его на себе. Скупого и жадного хозяина некой фирмы, попавшего-таки в любовные
сети не очень молодой, но все еще хорошенькой женщины, играет Артур Левченко.
Действие происходит в маленьком городке Йонкерс и в столице (видимо, имеется в виду Нью-Йорк), где
нечаянно встретились и клерки Вандергельдера, не имевшие права покидать заведения, и племянница с
женихом (а дядя не разрешает выходить замуж за нищего художника), и, конечно, сам Вандергельдер. Такая
опереточно-комедийная ситуация. Но сказать, что интрига лихо закручена, нельзя. Торнтон Уайлдер хоть и
признанный классик ХХ столетия и трижды удостоен Пулитцеровской премии и два раза эту премию вручали ему
за драматургию, но пьесы “Сваха” в этом списке нет, она не стала его лучшим произведением. Так бывает и у
великих авторов. Не разработаны характеры. Не даны в развитии. Нет увлекательного сюжета. Потому и не
рвутся к этому материалу другие театры. Пьеса впервые поставлена на сцене нашего театра. Хорошие актеры,
да только играть тут особо нечего. И бенефициантке тут не развернуться. Оживление вносят вырвавшиеся на
волю клерки-недотепы (Андрей Ковзель и Андрей Грачев) да танцы.
Есть, конечно, традиционная надежда на то, что артисты разыграются, наберут темп, появится легкость,
необходимая для мюзикла, хоть “Сваха” и не “Хелло, Долли!”. Но меня смущает эта привязанность нашего
театра к комедийному жанру, к пьесам, на которых ни актерам, ни зрителю думать не надо. Да, есть “Дуэль”
Чехова, есть Мольер, Островский. Но их забивают все эти комедии Куни, “Примадонны”, “Гарнир
по-французски”, самая забойная “Здравствуйте, я ваша теща”. Может, стоило взять в работу “Наш городок”,
если уж так хотелось поставить Уайлдера?
Татьяна Тюрина
|