|
03.03.2012 Кузнецкий рабочий
А при чём здесь Володин?
Конечно, поставить на сцене можно и телефонную книгу, а не то что киносценарий, тем более что с современными пьесами
сегодня напряг. Но все-таки один из лучших советских драматургов Александр Володин для сюжета про скромную некрасивую
девушку, вдруг ставшую красавицей, выбрал форму киносценария и сам же поставил фильм “Происшествие, которого никто не
заметил”. Это было в 1967 году. И это была единственная его режиссерская работа. В 1994 году, сделав в сценарии
“Происшествия” кое-какие изменения, напитав его реалиями перестройки, Георгий Данелия снял фильм “Настя”. У Данелии
появляется колдунья, пообещавшая Насте красоту неотразимую. И если в первом фильме актриса Жанна Прохоренко
преображается изнутри лишь от одной мечты, то у Данелии Настю играют две актрисы. И смысл этой притчи в том, что
главная красота - в душе, а не во внешности.
Я не случайно заметила, что театральный драматург выбрал для своей истории киносценарий. Для сцены все-таки нужна
интрига позатейливее.
Не знаю, по каким причинам Тимур Насиров (Санкт-Петербург) поставил на сцене новокузнецкого театра киносценарий
Александра Володина “Происшествие, которого никто не заметил”. Это не первый случай, когда театральные режиссеры
берут в работу киносценарии. “Бродвей” в нашем театре, “Своей душе не прекословь” (“Калина красная”) в Кузбасском
музыкальном. У каждого постановщика есть свои веские объяснения. И вообще это дело театра, что им ставить.
...Сцена открыта. Горизонтальный щит с рекламой кинопроката дальних советских времен. Сценография Никиты Сазонова.
Действие начинается с того, что толпа странно одетых людей выбегает из зала, из центрального прохода на сцену. У
каждого оказывается в руках пачка исписанных листов, по которым они читают по очереди по ролям. Репетиция? Если бы
сидели за столом, сказала бы: застольная. Очередной персонаж (ему из толпы спешно подают нужный реквизит, помогают
одеться) читает текст роли.
Главная героиня Настя (Мария Захарова) постоянно в демисезонном пальто, даже у себя дома. Шурик, с которым она
пытается встретиться, в мохнатой зимней шапке (Евгений Котин). У Толи (Евгений Лапшин) на краю пальто пришита
бумажка, от химчистки, наверное. Толя - это тот, которого она наконец нашла и полюбила. Но пока я о том, что все
нарочито несуразно одеты. Понять что-либо, если вы не видели фильма (ни первого, ни второго), очень трудно. А сюжет
простой, как мыло.
Девушка заурядных внешних данных, скромная продавщица вынуждена сидеть с больной матерью (Елена Кораблина). Мать,
заботясь о личном счастье дочери, гонит ее от себя. Что, мол, ты возле меня сидишь, пойди познакомься с кем-нибудь,
погуляй или сюда приведи. Мол, чаю попьем, телевизор посмотрим.
Послушная дочь все сделала, как она сказала. Только ни с одним из молодых людей у нее ничего не получилось.
Это я все рассказываю, посмотрев после спектакля оба фильма. А в театре-то я просто ничего не поняла. Почему,
например, Настю не узнают в ее магазине, почему она выдает себя за родственницу и почему при этом актриса говорит
текст от автора, то есть ремарку: “Настя подошла к Якову Алексеевичу и поцеловала в щеку”. При этом она даже не
подходит к нему. Этой новой манерой - произносить текст роли с ремарками вперемежку - я “насладилась” на последнем
“Кузбассе театральном”, показавшем несколько таких произведений.
Настя Марии Захаровой не преображается ни внешне, ни внутренне.
От мелькания персонажей, сценок, высмеивающих реалии советского времени - очередь за бананами, например, - появлялось
одно желание: уйти. Но спектакль шел без антракта.
Но два артиста мне показались очень выразительными и интересными. Крохотный эпизод с Тетериным (Артур Левченко).
Тетерин предлагает Насте покататься на машине и начинает жаловаться на жизнь. Несколько фраз, а за словами, за
паузами - его мир. Живой человек со своей судьбой. И, конечно, Евгений Лапшин, кажется, недооцененный нашим театром.
Как все здесь, он играет несколько ролей и одна из них - роль Толи с листком от химчистки на пальто. По сюжету он
пьяный и не стоит на ногах, но артист не играет пьяного. Он играет человека не от мира сего. Да он вообще ничего не
играет. Он изнутри такой, как герой Чарли Чаплина.
А в целом спектакль показался мне неудачным. Выходя из театра, я увидела знакомого, профессионального режиссера.
“Очень все театрально. Но при чем здесь Александр Володин?” - поделился он со мной впечатлением.
Говорят, что на следующем показе это был вообще другой спектакль - все слышно, все понятно, смешно. Раз на раз не
приходится.
Татьяна Тюрина
|