|
«Кляксы» по рассказам А.П.Чехова эскизы спектакля
режиссёр народный артист РФ Юрий Смирнов (г. Москва), художник Роман Ватолкин (г.Новосибирск)
Осколки и кляксы повседневности Десять автографов А.П.Чехова
Такова природа человеческая и такова наша жизнь, что «пишем» мы её без черновиков, сразу – набело.
В итоге всё остаётся в этой «рукописи» на равных правах: и красота слога, и ошибки, и помарки, и даже случайные кляксы.
Не смыть не только печальных, но и смешных строк. Как считал А.П.Чехов, в этом и состоит драма нашей жизни, так слагается
наше счастье или разбиваются наши судьбы - под воздействием обычных будней.
На истинно чеховскую волну настраивает нас вторая премьера сезона в Новокузнецком театре драмы – спектакль «Кляксы»
по рассказам А.П.Чехова в постановке народного артиста РФ Юрия Смирнова (г. Москва). Жанровое определение спектакля – зарисовки
с натуры – уже говорит и о его содержательной, и художественной составляющей. В основе сюжета – десять рассказов великого
русского классика о забавных мелочах, карикатурных нелепостях и грустных парадоксах, всё так же свойственных нашей
жизни сегодня, как и в 80-е годы позапрошлого столетия, когда эти рассказы создавались. От времени
кляксы не потускнели.
Автор сценографии и костюмов – художник Роман Ватолкин видит пространство сцены исключительно в белых тонах, на фоне
которых все промахи, казусы и несообразности нашей жизни и высвечиваются в эти цветные, подчас неопрятно-неприглядные
кляксы. Костюмы персонажей в большинстве своём безупречно элегантны и являют собою некоторый контраст по отношению к
внутреннему миру героев. Так же противостоит их миру и лиризм музыкальной темы русских романсов и народных песен,
соединяющих отдельные сценические истории в спектакле.
Режиссёр-постановщик достаточно бережно перевел повествовательные сюжеты в сценические события. Спектакль сохраняет
в чеховском материале зыбкий баланс комического и трагического, неуловимое живое пересечение противоположных смыслов,
не разрушая пережимами и линейностью трактовки ни интонации, ни художественного мира гениального автора. В ряде
сценических историй («Радость», «Комик», «Свидание…») помпезный пафос речей героев никак не совпадает с ничтожностью
причины, его породившей. Глупое тщеславие Мити Кулдарова (арт. Константин Тимофеев) так распирает его изнутри, что вводит
в состояние полной растерянности Мамашу (арт. Людмила Адаменко), которая и пожалеть-то не смеет своего злосчастного
сына, впавшего в пароксизм радости по нелепому поводу. Театральный комик Воробьёв-Соколов (народный арт. РФ Станислав Сафонов),
раздираемый синдромом похмелья, растрёпанный, в самом жалком и смешном виде несколько раз таким трагическим баритоном начинает
свою попытку попросить рюмку водки: «Хочется сказать, а боюсь…», что красавица Марья Андреевна (арт. Илона Литвиненко) с
непередаваемым комизмом несоответствия абсолютно покупается на этот тон, с трепетом ждёт объяснения в любви и поэтапно
озвучивает свои жизненные планы. Но… «рюмочку водочки» всё же подаёт. Пародия на романтический разлад мечты и действительности
замечательно передана и дуэтом Алёны Сигорской с Олегом Лучшевым в зарисовке о свидании, после которого Соня получает
оскорбительное разочарование, а Егор Гвоздиков – возможность утопить в пиве свою эйфорию любви. Как и свидание, мечта
не состоялась. Но глупо обвинять в этом жизнь, если виноваты мы сами.
Рано или поздно к большинству из нас приходит избавление от туманов идеализма и романтизма. Создатели спектакля предлагают
несколько вариантов такого отрезвления. Софья Павловна в исполнении Елены Амосовой исцеляет своего простосердечного жильца
Дудочку (арт. Анатолий Смирнов) от заблуждений идеализма с кошачьей грацией и меткостью хищницы (недаром цветочки из её руки
вонзаются в сцену, как стрелы Амура и кинжалы охотника одновременно). Импозантный вальяжный барин Николай Андреевич (арт. Анатолий
Коротицкий) поначалу от скуки запугивает наивного Ваню (арт. Олег Лучшев), затем меняет игру на откровенность и преподаёт юному
преемнику уроки жизненной прозы, но делает это очень мягко («От нечего делать»). Чего никак не скажешь о садистическом
удовольствии, которое получает хозяин (арт. Игорь Марганец), мучающий и разрушающий судьбы своих слуг («За яблочки»).
Сияющие от счастья лица молодых крестьян (артисты Андрей Ковзель и Мария Захарова) гаснут, любовь сменяется подавленностью.
«Дипломат» Аристарх Иванович в исполнении Степана Мамойкина, напротив, поступательной изощрённостью своих благих намерений
чуть не до смерти доводит несчастного Михаила Петровича (арт. Константин Тимофеев). На мой взгляд, актёрский дуэт
«Дипломата» - один из самых незабываемых в спектакле. Невозможно, впрочем, выделить какие-то актёрские работы: все они
очень интересны, и спектакль получился, что называется, актёрским. В нём занят блестящий состав; на 23 действующих лица 14
исполнителей, почти все играют по 2 роли, что выявляет широкий спектр их возможностей, раскрывает артистов с неожиданных
сторон и усиливает театральные радости зрителей.
При всём блеске остроумия молодого Чехова, его нравственной взыскательности и даже обличительных тенденциях, в
отношении писателя к человеку всегда преобладает сострадание. Сколько скрытой печали в его словно мимоходом брошенной
фразе: «Хорош Божий свет. Одно только не хорошо – мы»! В большинстве сценических эпизодов спектакля исполнители находят
верный тон передачи в публику этого посыла и подтекста. Спектакль композиционно целостен, хотя к финалу возникают
некоторые вопросы. Финальная зарисовка «За яблочки» несколько выделяется по стилистике, а музыкальная тема, невзирая на
всю красоту и трагизм народной песни «Во субботу день ненастный» как-то плохо вяжется с последующими сразу вслед за нею
плясками. Идея понятна, а форма нарочита.
Однако нравственные уроки бессмертного русского писателя спектакль доносит внятно и бережно. Хорошо, если каждый из нас,
перефразируя слова поэта, увидит «все наши глупости и мелкие злодейства» на фоне Чехова, посмеётся над собой, и,
может быть, захочет призадуматься, что-то переосмыслить, от чего-то избавиться, а что-то, напротив, приобрести.
Галина Ганеева
|