|
17.10.2011 газета.ru
Психиатр, ковбой и Горький
Во вторник спектаклем Оскараса Коршуноваса «На дне» откроется работа театрального фестиваля NET, который
ежегодно привозит в Москву самые показательные постановки, прошедшие за последние годы в Европе. В этом
году его географический охват – от Норвегии до Венгрии, а жанровый – от физического театра до
видеоперформанса.
Вообще, начало NETa проходит целиком под знаком драматургии Горького: помимо яркого литовца Коршуноваса с
труппой Городского театра Вильнюса свою версию более ранней пьесы «Детей солнца» покажет в Москве театр
«Тонелгруп» из Амстердама. Однако едва ли их можно сравнивать. Если у голландцев спектакль получился о
судьбах интеллигенции с яркими и красочными образами, то Коршуновас, наоборот, на материале
хрестоматийной пьесы создал аскетичную композицию, в которой внимание обращается на простые истины и
материи. «Ничего общего с тем, что Оскарас делал прежде: никаких метафор и кунштюков – минимализм,
аскетизм, психологизм», – так описала спектакль куратор фестиваля, театральный критик Марина Давыдова.
Пластический, а точнее, «физический» театр в программе NETа представляют норвежец Йо Стромген и его
театральная компания: на сцене Центра им. Мейерхольда они покажут спектакль «Общество». При всей
юмористичности завязки сюжет своей формой напоминает классические антиутопии: на одной из регулярных
встреч общества любителей кофе находят использованный пакетик с чаем и начинается поиск предателя.
Дополнительную интригу постановке придает то, что артисты пользуются не только средствами пластики, но и
физической речью – правда, говорят они на несуществующем языке, непонятном даже им самим.
На стыке жанров находится и спектакль «Смерть и инкарнация ковбоя», который привезет на фестиваль
мадридский театр «Мясная лавка». Красочный, резкий и провокативный, этот спектакль может с некоторым
допущением быть отнесен и к актуальному искусству – довольно радикальное и даже жестокое сценическое
высказывание режиссера Родриго Гарсия о проникновении рекламы в головы людей в равной степени можно
назвать и театральным перформансом. «Немногие останутся довольны», – так охарактеризовала эту работу
Марина Давыдова, описывающая «Смерть…» как образец радикального современного театра.
Другой вид искусства – видеоарт – стал важнейшей частью моноспектакля «22.13», от начала и до конца
придуманного исполнителем Пьериком Сореном из Тулузы. В этой работе актер (и довольно известный
художник – на прошлой Московской биеннале современного искусства он показывал свой проект «Видеопрыжок»),
по словам организаторов, существует одновременно на экране и на сцене, а также играет всех персонажей –
музыканта, психоаналитика, певца, эксцентричного любителя искусства. Французский спектакль станет своего
рода контрапунктом к работе мадридского театра – «22.13» представляет собой серию небольших зарисовок,
красочных и местами юмористических.
Нашлось в программе NETа место и российскому спектаклю – «Чукчей» Филиппа Григорьяна по пьесе Павла
Пряжко покажут на сцене театра «Школа драматического искусства».
Основой для сочинения минского драматурга стали анекдоты про северный народ – правда, и автор пьесы, и
постановщик решили сместить угол зрения с героев этих забавных историй на их авторов.
Зная Пряжко как мастера создавать подобия классических трагедий на бытовом материале, а режиссера как
автора замечательных театральных перформансов, можно не сомневаться, что постановка пермского театра
«Сцена-Молот» будет пользоваться успехом.
Завершит программу фестиваля работа венгерского режиссера Виктора Бодо, знакомого московской публике по
замечательному действу «Час, когда мы ничего не знали друг о друге», показанному в прошлом году в рамках
«Золотой маски» (приз за лучший зарубежный спектакль). В нынешнем он привозит «Diceman» – главный герой
постановки, психиатр, сам переживает личный кризис, с каждым днем все больше и больше погружаясь в мир
собственных страстей и азарта. Несмотря на драматичную сюжетную канву, сама постановка напомнит зрителю
кабаре – только чем ближе к финалу, тем менее веселое.
|