|
06.10.2011 Северный край
«Тартюф» хорош тем, что не стареет
Сегодня в академическом театре драмы имени Волкова – первая премьера нового сезона
Режиссёр и театральный педагог, народный артист России Александр Кузин обратился к классике, поставив
пьесу Мольера «Тартюф». Поистине прав русский поэт Николай Карамзин, однажды заметивший в своём
стихотворении: «ничто не ново под луною». Этим и привлекает режиссёра Александра Кузина классика.
автор Лариса ДРАЧ
– Классика хороша тем, что она не стареет и позволяет режиссёрам снова и снова браться за, казалось бы,
затёртый до дыр материал и находить в нём новые грани, – убеждён Александр Сергеевич.
Этот спектакль – второй «Тартюф» в творческом досье режиссёра, и третий – в жизни театра. Впервые на
волковских подмостках пьеса появилась в постановке режиссёра Петра Монастырского в сезон 1943 – 1944
годов, через три десятилетия к ней вновь обратился постановщик Меньшенин. «Тартюф» сезона 2011 – 2012
годов обещает быть не столько социальной сатирой, сколько драмой заблуждений и страстей.
Вернув на Волковскую сцену костюмный, зрелищный исторический спектакль, любимый зрителями многих
поколений, Кузин из пышного придворного барокко эпохи Короля-Солнца вытаскивает на передний план
запутанный клубок семейных противоречий. По мнению заведующей литературной частью театра Татьяны Джуровой,
спектакли Кузина привлекательны не столько интригой, сколько тонкой нюансировкой, детальной проработкой
и глубиной образов.
Отсюда ощущение, что пьеса была написана не в середине XVII века, а буквально вчера.
– Пьеса – абсолютно сегодняшняя. Ведь главный герой не Тартюф. Пьеса – про Оргона, про семью, про то,
как ложная идея, будто бацилла, может уничтожить счастливую семью, – считает режиссёр Александр Кузин.
Напомним, что глава семьи Оргон (заслуженный артист России Сергей Куценко), не слушая очевидных доводов
домочадцев, оказывается настолько втянут в интригу проходимца Тартюфа (артист Владимир Майзингер) и
ослеплён им, что готов отдать ему в жёны собственную дочь и сделать его своим наследником.
– Для Оргона появление Тартюфа – вроде идеи спасения. Это реакция на изменения мира: появился новый
молодой король, новая мода, новая музыка, новые платья... Это открытый конфликт поколений, – говорит
режиссёр-постановщик. – Сергей Филиппович Куценко играет это очень точно, это замечательное попадание в
образ.
Надо отметить, что в образ, точно «в яблочко», здесь попадают многие актёры: и Анастасия Светлова, которую
зрители увидят в роли красавицы Эльмиры, жены главного героя, и заслуженная артистка России Ирина
Сидорова – в роли вечного двигателя интриги, вездесущей служанки Дорины. (Кстати, в постановке «Тартюфа»
1973 года эту роль блестяще сыграла народная артистка России Наталия Терентьева, которая в «Тартюфе»-2011
столь же убедительна в роли госпожи Пернель).
Постановочная группа старается не утяжелять внутрисемейный психологический конфликт бытом, отсюда и
придуманные художником-сценографом Кириллом Даниловым декорации: не столько реальный дом мольеровских
времён, сколько архитектурная идея этого дома, вся пронизанная окнами и дверьми без счёту. Доминанта
белого цвета даёт ощущение хрупкости, иллюзорности, недолговечности этого дома. Он никогда не будет для
его обитателей крепостью, даже после оглушительного разоблачения Тартюфа и его изгнания – ведь, по мнению
режиссёра-постановщика, «ложная идея приводит к разрушению семьи».
|