|
Франсис Вебер «Ужин дураков»
«Новокузнецк» 08.11.07
Ловушка для дураков
26 октября 2007 года Новокузнецкий театр драмы представил своему зрителю первую премьеру нового,
75-ого сезона.
Это была комедия положений современного французского драматурга
Франсиса Вебера «Ужин дураков». Автор пьесы - уже признанный классик как в области театра,
так и в области кинематографа, где он выступает и сценаристом, и режиссёром, работающим
со звёздами мировой величины - Пьером Ришаром, Жераром Депардье, Жаном Рено. Произведения
Вебера обречены на успех, если воплощают их люди, тонко чувствующие непростую природу смеха и
особенности жанра комедии.
На новокузнецкой сцене «Ужин дураков» поставил опытный мастер театра,
хорошо известный в Кузбассе режиссёр Виктор Захаров. Он выбрал камерный стиль: спектакль идёт
на одной площадке со зрителем, в Белом фойе, отчасти по причинам сугубо утилитарным
(началась реконструкция театрального здания), отчасти по соображениям художественного свойства –
для создания доверительной атмосферы и близкого контакта со зрителем.
И атмосфера эта сразу возникает: действие начинается бурно и развёртывается прямо перед нами в интерьере
гостиной, убранной с претензиями на изысканность, но уютной и обжитой (сценография и костюмы Татьяны Жабских).
Владельцы квартиры – молодая чета: Пьер (арт. Степан Мамойкин) и Кристина (арт. Алёна Сигорская)- яростно
спорят по поводу некоего ужина, который Кристина называет омерзительным, а Пьер упрямо отстаивает своё
право на развлечение. С первых же сцен активно вовлечённые в водоворот конфликта, мы начинаем чувствовать
себя не только наблюдателями, но и в некоторой степени участниками происходящего. И вот как участникам
нам очень скоро становится не только смешно, но и дискомфортно – передаётся нервозность скрюченного
радикулитом героя, его судорожные попытки во что бы то ни стало избавиться от прострела в спине и
пойти на традиционный еженедельный ужин в кругу друзей.
Суть традиции заключается в обязательной забаве –
приводить с собой дурака, причём оригинального, с неповторимой причудой. Даже под угрозой
разрыва с любимой женой Пьер не в силах отказаться от привычки к этим ужинам, тем более что
«дурак» на сей раз им найден абсолютно уникальный – это налоговый служащий Франсуа
(арт. Дмитрий Ромадин) – по своему хобби - архитектор грандиозных сооружений из…спичек.
Надо сказать, в плен подобного рода пристрастий, переросших в зависимость, сами того не
подозревая, попадают почти все персонажи. Кроме Кристины, которая предпочитает покинуть
мужа, чем мириться с сомнительным миром его ценностей. Когда смотришь на героиню
Алёны Сигорской, прямо сердце радуется тому, что и в наше время гламурных стандартов
есть такие девичьи лица по - пушкински чистых линий, несуетных движений, ума во взгляде.
Актриса сумела своё сравнительно недолгое время на сцене всецело обратить на пользу своей
героине, неуловимо лёгкими штрихами обрисовать её индивидуальность и убедить зрителя в
нравственном превосходстве над другими персонажами. Впрочем, отсутствием убедительности
не страдает ни один исполнитель в этом слаженном актёрском ансамбле.
Именно широкий арсенал
выразительных средств, точность психологических мотивировок, неповторимый пластический
рисунок каждой роли позволили исполнительскому составу очень внятно передать режиссёрский
замысел. И лёгкая комедия прозвучала очень серьёзно, ни на йоту не утратив своей лёгкости.
Борьба Пьера за право на ужин с дураком очень скоро превращается в борьбу за жену.
Потому что жена уходит, а дурак приходит. И избавиться от него нет никакой возможности,
он воистину « пришёл навеки поселиться ».
Нелепость ситуации усугубляется её двойственностью.
Умный, тонкий Пьер в исполнении Степана Мамойкина , с одной стороны, крайне раздражается от
присутствия Франсуа, с другой – обойтись без него не может. Противоречивость поведения своего
героя актёр передаёт непостижимо органично, дискомфорт его состояния ощущается зрителем на
физическом уровне. Он любит Кристину и хочет её вернуть, однако наладить отношения он пытается
исключительно враньём – с помощью Франсуа. Дурак ему становится совершенно необходим.
Взаимоотношения истины и лжи в истории жизни Пьера так запутаны, что обращаются в свою
противоположность при любом движении в сторону добра. Он сам соорудил для себя ловушку и
по мере развития событий запутывается в ней всё сильнее. Не может стряхнуть с себя ни радикулит,
ни дурака – так и ходит скрюченным, во всех смыслах этого слова.
Происходит деформация личности, причём не только у Пьера. Заражённые различного рода маниями,
персонажи неизбежно попадают в сети своих пристрастий и проходят мимо объёмного, многомерного мира.
Они сужают, обедняют и разрушают свою жизнь, сажая её на иглу «наркотической» зависимости.
Пьер в погоне за собирательством дураков и сам превращается в дурака, утончённый и нервный
писатель Лёблан (арт. Евгений Любицкий ) отслеживает жизненные сюжеты как литературные,
самоупоённый блюститель нравственности и налогов Шеваль (арт. Игорь Марганец ) оказывается
жертвой предательства собственной жены (арт. Наталья Каллерт ), а к мудрому, ироничному доктору
Аршамбо в исполнении нар. арт. РФ Станислава Сафонова так и хочется обратить фразу :
«Врачу, исцелися сам!» Как, впрочем, и к остальным действующим лицам, как и к нам,
сидящим в зрительном зале…Кульминация спектакля – образ пустоты в сцене ужина, когда
герои попрятали всё подальше от глаз Шеваля, окружив себя оголённым, тёмным пространством.
Есть среди них персонифицированные символы разрушения: прежде всего это клипмейкер и держатель
«сексодрома» Мено (арт. Олег Лучшев), страстная нимфоманка, любительница гороскопов и собак
Марлен (арт. Елена Амосова) и героиня Натальи Каллерт. Эти образы решены пластическими
средствами и хореографией. В агрессивно-наступательном, резком ритме танца Олега Лучшева
прочитывается ясно выраженная мысль о губительности разорванного, клипового сознания – злом
гении современного человека. Однако в целом музыкальная и хореографическая линии спектакля,
на мой взгляд, нуждаются в стилистическом уточнении и отработке. Иначе их не украсят ни победная
яркость Елены Амосовой, ни грациозная пластика Натальи Каллерт.
В режиссёрской партитуре нет случайных элементов и проходных ролей. Актёрские работы –
особая удача спектакля, каждая заслуживает отдельного упоминания: аристократическая внутренняя
импульсивность Евгения Любицкого и простодушный комизм Дмитрия Ромадина, блеск мастерства
нар. арт. РФ Станислава Сафонова и неотразимая игра Игоря Марганца - на грани гротеска,
реальности и озорства...
Исследовать природу глупости и всевозможных заблуждений театр может, если есть зрелище.
А зрелище перед нами захватывающее. Финал оставлен открытым: всё зависит от решимости Пьера
освободиться из ловушки, вернуть жену и вернуться к самому себе. Неоднозначность, некоторые
парадоксы и отступления от логики подчас диктует нам сама жизнь, не только театр. Недаром
писала Фаина Раневская: «Мне хватило ума по–глупому прожить мою жизнь».
Галина Ганеева
зав. литературной частью Драматического театра
|