Ужин дураков

Ужин дураков

Ужин дураков









Франсис Вебер «Ужин дураков»
«Новокузнецк» 08.11.07

Ловушка для дураков

26 октября 2007 года Новокузнецкий театр драмы представил своему зрителю первую премьеру нового, 75-ого сезона.
Это была комедия положений современного французского драматурга Франсиса Вебера «Ужин дураков». Автор пьесы - уже признанный классик как в области театра, так и в области кинематографа, где он выступает и сценаристом, и режиссёром, работающим со звёздами мировой величины - Пьером Ришаром, Жераром Депардье, Жаном Рено. Произведения Вебера обречены на успех, если воплощают их люди, тонко чувствующие непростую природу смеха и особенности жанра комедии.
На новокузнецкой сцене «Ужин дураков» поставил опытный мастер театра, хорошо известный в Кузбассе режиссёр Виктор Захаров. Он выбрал камерный стиль: спектакль идёт на одной площадке со зрителем, в Белом фойе, отчасти по причинам сугубо утилитарным (началась реконструкция театрального здания), отчасти по соображениям художественного свойства – для создания доверительной атмосферы и близкого контакта со зрителем. И атмосфера эта сразу возникает: действие начинается бурно и развёртывается прямо перед нами в интерьере гостиной, убранной с претензиями на изысканность, но уютной и обжитой (сценография и костюмы Татьяны Жабских). Владельцы квартиры – молодая чета: Пьер (арт. Степан Мамойкин) и Кристина (арт. Алёна Сигорская)- яростно спорят по поводу некоего ужина, который Кристина называет омерзительным, а Пьер упрямо отстаивает своё право на развлечение. С первых же сцен активно вовлечённые в водоворот конфликта, мы начинаем чувствовать себя не только наблюдателями, но и в некоторой степени участниками происходящего. И вот как участникам нам очень скоро становится не только смешно, но и дискомфортно – передаётся нервозность скрюченного радикулитом героя, его судорожные попытки во что бы то ни стало избавиться от прострела в спине и пойти на традиционный еженедельный ужин в кругу друзей.
Суть традиции заключается в обязательной забаве – приводить с собой дурака, причём оригинального, с неповторимой причудой. Даже под угрозой разрыва с любимой женой Пьер не в силах отказаться от привычки к этим ужинам, тем более что «дурак» на сей раз им найден абсолютно уникальный – это налоговый служащий Франсуа (арт. Дмитрий Ромадин) – по своему хобби - архитектор грандиозных сооружений из…спичек. Надо сказать, в плен подобного рода пристрастий, переросших в зависимость, сами того не подозревая, попадают почти все персонажи. Кроме Кристины, которая предпочитает покинуть мужа, чем мириться с сомнительным миром его ценностей. Когда смотришь на героиню Алёны Сигорской, прямо сердце радуется тому, что и в наше время гламурных стандартов есть такие девичьи лица по - пушкински чистых линий, несуетных движений, ума во взгляде. Актриса сумела своё сравнительно недолгое время на сцене всецело обратить на пользу своей героине, неуловимо лёгкими штрихами обрисовать её индивидуальность и убедить зрителя в нравственном превосходстве над другими персонажами. Впрочем, отсутствием убедительности не страдает ни один исполнитель в этом слаженном актёрском ансамбле.
Именно широкий арсенал выразительных средств, точность психологических мотивировок, неповторимый пластический рисунок каждой роли позволили исполнительскому составу очень внятно передать режиссёрский замысел. И лёгкая комедия прозвучала очень серьёзно, ни на йоту не утратив своей лёгкости. Борьба Пьера за право на ужин с дураком очень скоро превращается в борьбу за жену. Потому что жена уходит, а дурак приходит. И избавиться от него нет никакой возможности, он воистину « пришёл навеки поселиться ».
Нелепость ситуации усугубляется её двойственностью. Умный, тонкий Пьер в исполнении Степана Мамойкина , с одной стороны, крайне раздражается от присутствия Франсуа, с другой – обойтись без него не может. Противоречивость поведения своего героя актёр передаёт непостижимо органично, дискомфорт его состояния ощущается зрителем на физическом уровне. Он любит Кристину и хочет её вернуть, однако наладить отношения он пытается исключительно враньём – с помощью Франсуа. Дурак ему становится совершенно необходим. Взаимоотношения истины и лжи в истории жизни Пьера так запутаны, что обращаются в свою противоположность при любом движении в сторону добра. Он сам соорудил для себя ловушку и по мере развития событий запутывается в ней всё сильнее. Не может стряхнуть с себя ни радикулит, ни дурака – так и ходит скрюченным, во всех смыслах этого слова.
Происходит деформация личности, причём не только у Пьера. Заражённые различного рода маниями, персонажи неизбежно попадают в сети своих пристрастий и проходят мимо объёмного, многомерного мира. Они сужают, обедняют и разрушают свою жизнь, сажая её на иглу «наркотической» зависимости. Пьер в погоне за собирательством дураков и сам превращается в дурака, утончённый и нервный писатель Лёблан (арт. Евгений Любицкий ) отслеживает жизненные сюжеты как литературные, самоупоённый блюститель нравственности и налогов Шеваль (арт. Игорь Марганец ) оказывается жертвой предательства собственной жены (арт. Наталья Каллерт ), а к мудрому, ироничному доктору Аршамбо в исполнении нар. арт. РФ Станислава Сафонова так и хочется обратить фразу : «Врачу, исцелися сам!» Как, впрочем, и к остальным действующим лицам, как и к нам, сидящим в зрительном зале…Кульминация спектакля – образ пустоты в сцене ужина, когда герои попрятали всё подальше от глаз Шеваля, окружив себя оголённым, тёмным пространством.
Есть среди них персонифицированные символы разрушения: прежде всего это клипмейкер и держатель «сексодрома» Мено (арт. Олег Лучшев), страстная нимфоманка, любительница гороскопов и собак Марлен (арт. Елена Амосова) и героиня Натальи Каллерт. Эти образы решены пластическими средствами и хореографией. В агрессивно-наступательном, резком ритме танца Олега Лучшева прочитывается ясно выраженная мысль о губительности разорванного, клипового сознания – злом гении современного человека. Однако в целом музыкальная и хореографическая линии спектакля, на мой взгляд, нуждаются в стилистическом уточнении и отработке. Иначе их не украсят ни победная яркость Елены Амосовой, ни грациозная пластика Натальи Каллерт.
В режиссёрской партитуре нет случайных элементов и проходных ролей. Актёрские работы – особая удача спектакля, каждая заслуживает отдельного упоминания: аристократическая внутренняя импульсивность Евгения Любицкого и простодушный комизм Дмитрия Ромадина, блеск мастерства нар. арт. РФ Станислава Сафонова и неотразимая игра Игоря Марганца - на грани гротеска, реальности и озорства...
Исследовать природу глупости и всевозможных заблуждений театр может, если есть зрелище. А зрелище перед нами захватывающее. Финал оставлен открытым: всё зависит от решимости Пьера освободиться из ловушки, вернуть жену и вернуться к самому себе. Неоднозначность, некоторые парадоксы и отступления от логики подчас диктует нам сама жизнь, не только театр. Недаром писала Фаина Раневская: «Мне хватило ума по–глупому прожить мою жизнь».

Галина Ганеева
зав. литературной частью Драматического театра
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz