Звезды на утреннем небе театр Новокузнецка

Звезды на утреннем небе

Звезды на утреннем небе

Звезды на утреннем небе

Звезды на утреннем небе

Кузнецкий рабочий 22.02.2007

Простая история

Премьера сама по себе праздник, а когда прямо с порога встречает оркестр, в фойе угощают вином, а салют на площади после спектакля продлевает театральное послевкусие, праздник кажется нежданно-негаданно свалившейся на тебя наградой за утомительные будни. Так несколько помпезно обрамлялся первый показ нового спектакля драматического театра по пьесе Александра Галина "Звезды на утреннем небе", поставленного приезжим режиссером Николаем Бельдюгиным (Москва).

История о высланных за пределы Москвы ночных бабочках на время Олимпиады, показанная нашим театром почти двадцать лет назад, вызвала тогда у многих и у автора этих строк в том числе отторжение. Не хотелось принимать героизацию женщин, падших по своей воле. Не напоминали они Соню Мармеладову. Раздражение вызывала у меня и игра актрис. Хотя справедливости ради замечу, что спектакль находил своих поклонников.

Двадцать семь лет прошло после московской Олимпиады. На дворе давно другой политический строй. Жрицы любви не шокируют. Без них, кажется, не обходится уже ни один телесериал. И на программке под названием пьесы Галина написано: "Простая история". Спектакль, поставленный Бельдюгиным без особых затей, получился просто о жизни, о безрадостных женских судьбах и об их неслучившейся любви. Автору вслед за Горьким надо было опустить своих героев на самое дно, чтобы напомнить, что "человек создан для счастья, как птица для полета". Выгородка представляет брошенный барак, в котором до переезда в новый корпус обитали психические больные. Здесь и поселили под надзор пожарницы (Ирина Шантарь, Вероника Березнякова) высланных "олимпиек". Слева убегают вдаль железнодорожные столбы с тусклыми фонарями. Лагерь (это именно лагерь, резервация) огорожен колючей проволокой. У кулисы бочка с песком на случай пожара. На бочке нарисованы кольца Олимпиады. В конце действия в нее воткнут сухое дерево и поднимут под колосники. Это будет чтото вроде салюта в довершение к шуму проходящей колонны.

У спектакля нет сценографа, отвечающего за художественный образ. Имени человека, придумавшего эту декорацию, в программке нет. Жаль. Не могу сказать, что данная сценография вызывает какой-то протест. Но присутствие профессионального художника обогатило бы спектакль. Режиссер раздвигает рамки пьесы с первой минуты. Открывается занавес, и мы видим вышеописанный барак, и на пианино, невесть откуда взявшемся, играет девочка лет десяти (Наталья Плотникова, Дарья Кучура). Появляется юноша. Они танцуют. Уходят. Оба не являются персонажами пьесы. Девочка, вероятно, символ ушедшей невинности героинь. А может, это ребенок, который живет в каждом взрослом, даже изрядно испорченном. Прием не новый, потому сразу легко читается. Юноша - танцор (Борис Дронзиков). У каждой из проституток будет свой танец с ним, выражающий иную реальность, мечту, сокровенные струны души, выражающий суть героини. Эти выходы в иное измерение добавляют спектаклю объема, яркой театральности, оставаясь в гармоническом единстве с происходящим (балетмейстер Алена Ценина). Танцы, красивые, интересные по хореографии, углубляют и уточняют характеры главных персонажей.

В слаженном ансамбле работают артисты. Причем хороши оба состава, и трудно определить, кто из исполнителей лучше. Все разные, каждая и каждый имеют свои оттенки. Валентина, пожарница Ирины Шантарь, более сухая и жесткая, чем у Вероники Березняковой. Но пожарница Березняковой кажется более мудрой. Ее образ более объемный. Тем не менее нравятся мне в этой роли обе актрисы. Посвоему решают образ Лоры, высланной девушки, Мария Павловец и Илона Литвиненко. Лора долго не признается в своей принадлежности к древнейшей профессии, выдавая себя за артистку цирка. Героиня Марии Павловец так деликатно играет роль, ведет себя так, что начинаешь думать: а может, она и вправду воздушная гимнастка. Лишь в сцене-схватке с Анной она на мгновение выдает себя и, конечно, в сцене опьянения. Лоран Илоны Литвиненко с первых сцен узнаваема. Нет, она не вульгарна, не криклива. На ней печать усталости от ее жизни. А в сцене опьянения актриса работает на грани фола, выплескивая весь свой комедийный азарт. И опять мне кажется, что обе актрисы очень интересны и убедительны. Запоминается Клара, самая наглая и грубая из девиц. Репризно играет ее Елена Амосова. На ее персонаже негде клейма ставить, у нее все девичьи мечты далеко позади и напрочь забыты. Клара Людмилы Адаменко при этом не столько страшная, сколько смешная. Актрисе явно досталась роль на сопротивление, и, надо признать, она с ней справляется.

Образ забубённой пьянчужки Анны, на мой взгляд, более точный у Ирины Бабченко, чем у Елены Кораблиной, слишком тратящей силы на иллюстрацию, на внешнее изображение пьяной женщины. Мария Алены Сигорской более трагичная и более театральная, нежели у Веры Кораблиной, менее опытной актрисы. В пьесе преимущественно женские роли, и практически все они достойно сыграны. На двух мужских образах, сделанных профессионально, не буду подробно останавливаться. И Андрей Ковзель и Сергей Стасюк (Николай), и Степан Мамойкин (Александр) хорошо работают. К общей радости зрителей, скажу, что вернувшийся в театр Евгений Любицкий участвует в "Звездах"... в роли сумасшедшего Александра. Артист, как всегда, филигранно точен и убедителен. Их дуэт с Марией Павловец – особая удача спектакля. История, сыгранная театром, трогает пронзительной интонацией, вызывая смех, смешанный со слезами. А ведь это главное, чтобы спектакль находил отзвук в сердце зрителя.

Татьяна Тюрина.


(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz