|
Новокузнецк 03.08.2010
Единым творческим путём
В «эпоху постреконструкции» Новокузнецкий драматический театр вступает вместе с долгожданным главным режиссёром.
Пётр Шерешевский – коренной петербуржец, за плечами у него свыше 20 спектаклей, один полнометражный художественный фильм,
авторство киносценариев и пьес. В прошлом сезоне на сцене нашего театра он поставил «Дуэль», ставшую дипломантом межрегионального
фестиваля-конкурса «Сибирский транзит». В преддверии открытия творческого сезона состоялась пресс-конференция с Петром
Шерешевским, а о перспективах развития театра журналистам рассказали директор Марина Евса и заведующая литературной частью
Галина Ганеева.
– Пётр Юрьевич, что Вас сподвигло работать в Новокузнецке на постоянной основе? Ведь поставить один спектакль – это особая
история, а работать весь сезон с одним коллективом...
Пётр Шерешевский:
– Я приложу максимальные силы к созданию репертуара и хорошей атмосферы в театре и вокруг театра. А что сподвигло – возможность
проводить постоянную творческую политику в одной труппе, идти с людьми единым творческим путём и из спектакля в спектакль
развиваться. Но хоть я и начинаю здесь работать, без семьи не смогу, буду улетать домой.
Галина Ганеева:
– Знаете, когда режиссёр приезжает в театр, у него либо появляется «роман с труппой», либо нет. С Петром Юрьевичем у нас
получился диалог, возникло взаимопонимание и желание сотрудничать. Я знаю, что многие наши артисты считают вариант работы с
этим режиссёром оптимальным и для них радостным.
– Расскажите о том, каким Вы представляете себе новокузнецкого зрителя, какие у него вкусы, предпочтения. Город промышленный –
по вашему мнению, у него есть какие-то особые черты?
Пётр Шерешевский:
– Я не думаю, что людей театра надо делить на рекламные целевые группы. Театральный зритель существует в любом городе – это
тот зритель, которому интересно наблюдать за душой человеческой. Конечно же, иногда она просит праздника, иногда – серьёзного
размышления. Но обслуживать кого-то театр не должен. Мне рассказывают, что при Пермякове здесь были интересные спектакли для
подготовленного зрителя, и, тем не менее, многие новокузнечане ходили, и залы были полные. Тому есть масса примеров: Омск тоже
не столичный город, но на очень сложных репертуарах там держится не один театр.
– В любом городе всегда есть те, кто предпочитает зрелище, и интеллектуалы. Вы стараетесь удовлетворять вкусы тех и других,
как-то их совмещать или стремитесь воспитывать зрителя?
Пётр Шерешевский:
– Если заниматься бульварными комедиями, то мы автоматически теряем умного зрителя, потому что он приходит один раз, видит для
себя пошлость, глупость – и больше не хочет тратить на это своё время. Есть масса классической и современной драматургии,
глубокой и при этом весёлой. Я думаю, таким образом можно привлекать зрителей, но и держать высокий уровень художественности.
Потому что как только он начинает попираться, сразу нужно забыть о Достоевском, о Чехове, вообще обо всём чуть более сложном и
глубоком.
– Репертуарный курс на нынешний сезон уже готов? Что будет первой постановкой?
Пётр Шерешевский:
– Мы долго думали, что это может быть за материал: с одной стороны, ставший бы поводом для театрального праздника, карнавального
зрелища, а с другой – явивший собой высокую драматургию. И в результате остановились на «Зойкиной квартире» Булгакова. С моей
точки зрения, это замечательная русская классика, обладающая ярким театральным языком. Параллельно с «Зойкиной квартирой» мы
запускаем «Старшего сына» Вампилова. И, возможно, в этом сезоне обратимся к Достоевскому.
Марина Евса:
– Практика приглашённых режиссёров у нас всё-таки остаётся. Мы будем договариваться с теми, которые нам знакомы и близки, с кем
уже сложились хорошие творческие отношения. Поэтому Татьяна Захарова, известная вам по спектаклям «Балаганчик» и «Дом Бернарды
Альбы», будет в этом сезоне делать «Плутни Скапена» Мольера. Ещё один молодой режиссёр, с которым мы познакомились на фестивале,
воплотит «Трактирщицу» Гольдони. На следующей неделе приезжает наш друг Ольга Гущина, чтобы ставить сказку про Красную Шапочку.
– Появятся ли новые формы работы со зрителем?
Марина Евса:
– Мы понимаем, что за время реконструкции успели растерять часть своих поклонников. Поэтому сейчас наша главная задача – вернуть
зрителя. Хотим, чтобы ходить в театр стало престижно, модно. И в этой связи планируется много проектов. Разрабатываются
подарочные сертификаты. Будет действовать программа «Театральная азбука», где мы познакомим наших школьников с азами
театрального искусства – тем самым планируем вырастить любителей театрального искусства. Для старшеклассников и студентов
организуются «Театральные встречи», во второй половине сезона будут проходить так называемые читки – для нашего города это
ноу-хау.
Пётр Шерешевский:
– В Россию такая форма подачи театрального материала была «завезена» лет семь – десять назад. Это не массовое зрелище,
рассчитано, скорее, на студенческую аудиторию. За несколько дней артисты делают весьма приблизительный спектакль – очень
похоже на чтение по ролям. Актёры могут пройтись, закричать, выпить воды, стукнуть кулаком. Всё действо будет происходить в
малом зале, в режиме нон-стоп, утром, днём, вечером – получается своеобразный театральный марафон. Причём для читок выбирается
не проверенная, какая-либо хорошо известная драматургия. Это способ знакомства с современными пьесами, ещё не опробованными.
Таким образом, новую драматургию узнаёт и зритель, и труппа театра.
– А артисты готовы нести такие дополнительные нагрузки?
Пётр Шерешевский:
– Артисты «голодны» до нагрузок и до работы – насколько я это вижу и чувствую. Все хотят играть, а тут ещё один способ
раскрыться, показать себя. В Новокузнецком драмтеатре хорошие актёры. Это люди, не избалованные сериалами, рекламой и так
далее. У них вся жизнь происходит здесь, в театре.
– В составе труппы есть какие-то изменения?
Марина Евса:
– Костяк, безусловно, остаётся. На сегодня главная наша потеря – заслуженная артистка РФ Ирина Ромадина, которая уехала на
Украину. Но есть и молодые новые актёры: выпускник Новосибирского театрального института Александр Коробов и выпускник
Красноярской театральной академии Евгений Котин. Они уже задействованы в двух спектаклях, и вскоре вы сможете их увидеть.
Анастасия ЛЕШКЕВИЧ
|