Дата и место рождения:
17 февраля 1947 г, г. Омск
Образование:
Иркутское театральное училище, специализация «актер театра и кино»
Место работы:
Новокузнецкий драматический театр
Звание и заслуги:
народный артист России, лауреат премии им. А. Бсброва, лауреат I Сибирского фестиваля «Сибирский транзит»
Ценит в людях доброту и отзывчивость. По его мнению, человек должен чувствовать радость и горе близкого человека, уметь сопереживать
Не приемлет стяжательства, предательства
Жизненный девиз: быть первым среди равных









Народный артист РФ Станислав Николаевич Сафонов

Быть первым среди равных

Наш Город июнь/июль ’07

«Отсутствие ролей у артиста - величайшая трагедия», - так считает счастливый исполнитель десятков ролей Станислав Сафонов, первый актер Новокузнецкого драматического театра, удостоившийся звания народного артиста России, человек, целиком и полностью посвятивший себя служению театру.
Станислав Николаевич, расскажите, кем Вы мечтали стать в детстве?
- Мечтал стать хирургом или кинооператором-документалистом: мне хотелось объездить весь мир. Об актерской профессии речи не было, хотя сколько себя помню, всегда был задействован в спектаклях. В Омске - в моем родном городе - я посещал детский драматический кружок при Дворце культуры Авиастроительного завода им Баранова, летчика. Героя Советского Союза, который позднее стал актером Народного театра.
Когда и почему решили стать профессиональным актером?
- Да это как-то само собой получилось. Думал, схожу в армию, потом поеду в Москву поступать в институт. Но планы неожиданно изменились: мой друг и коллега по Народному театру сагитировал меня поступать в Иркутское театральное училище. Так я там и оказался. Мне посчастливилось стать подопечным заслуженного артиста России Алексея Алексеевича Павлова, человека с очень интересной судьбой.
Как в дальнейшем складывалась Ваша актерская биография?
- По окончании Иркутского училища мне предложили продолжить обучение в Москве, в «Щуке», однако я отказался, самонадеянно считая себя и без того виртуозным артистом. Сейчас-то я понимаю, что не воспользовался отличным подарком судьбы. Но нас с женой уже пригласили в Омский театр Ленинского комсомола, где и началась моя театральная биография. Там я оттачивал актерское мастерство под руководством прекраснейшего режиссе-рапедагога, заслуженного деятля искусств, Владимира Дмитриевича Соколова. В 1976 году мы были на гастролях в Новокузнецке. Даниэль Овсеевич Барац, в то время директор драматического театра, уговорил нас перейти в его труппу, предложив двухкомнатную квартиру, повышение ставок и, что самое существенное для артиста, главные роли. Изначально мы планировали пробыть в Новокузнецке два-три года, ну а задержались на целую жизнь.
В судьбе любого артиста важен дебют. Ваш, по сути, состоялся еще в детстве. А если точкой отсчета считать работу в Новокузнецком драматическом театре?
- Это была комедия про американских артистов, в которой мы с женой играли супругов, правда, названия пьесы не припомню. С тех пор многое переиграно...
Свою любимую роль можете назвать?
- У артиста все роли любимые. Есть только те, что удались или не удались. Но об этом только я знаю, это сокровенно. Роль каждая дорога, как ребенок, будь она главной или второстепенной. Ведь роль зарождается, выносится в душе, пропускается через сердце и трепетно доносится до зрителя.
А какие персонажи особенно Вам дороги?
- Самые дорогие - последние мои роли: Мсье Амедей, Миша Бальзаминов, Ричард III. Очень мне нравился спектакль по «Господам Головлевым» Салтыкова-Щедрина, я в нем Иудушку играл. И с Достоевским мне везло на протяжений всей жизни. В училище защищал диплом по «Преступлению и наказанию», играл Раскольникова, в театре доставались знаковые роли - Коля Красоткин, Версилов, Фома Опискин.
Как обычно строится Ваш рабочий день?
- В период театрального сезона график довольно насыщенный, напряженный. Как правило, в 11 часов репетиция а вечером ждет встреча со зрителем – спектакль. Хотя бывает, и по два спектакля в день отыгрываем. Но от этого не устаешь – устаешь, как правило, от бездействия.
Может ли служение Мельпомене превратиться в обыденность?
- Служение театру никогда не превратится в обыденность. Если, человек просто отрабатывает на сцене, он не артист. Нужно все время гореть. Душа должна трепетать от счастья от того, что трудности репетиций преодолены, от того, что выходишь на сцену, находишь контакт с залом, от того что роль удалась.
Могли бы Вы сформулировать, что, на ваш взгляд, главное в профессиональном актере?
- Прежде всего, подвижная душа. Сегодня я играю элодея, завтра комическую или драматическую роль. А ведь необходимо перестроиться. Немаловажны и внешние данные - фактура. Актер должен обладать хорошим голосом, четкой дикцией, должен быть пластичным.
Что в работе приносит Вам особую радость?
- Особая радость - получать роли. Отсутствие ролей - величайшая трагедия для артиста.
С какими ощущениями Вы выходите к зрителю?
- Во-первых, я вхожу в роль, то есть я - это уже не я, а созданный мной образ. Во время спектакля меня не покидает ощущение радости даже если играю трагедийную роль. Жизненные неурядицы не должны волновать артиста на сцене: нас учили оставлять калоши при входе.
Ваш творческий идеал?
- Моего идеала, к сожалению, нет в живых. Это великий артист Михаил Чехов, создавший свою систему актерского мастерства. Мне близки взгляды на игру актера Федора Ивановича Шаляпина В двухтомнике, посвященном своему становлению как артиста, он подчеркивает, что на сцене всегда смотрел на себя как бы со стороны Этим приемом необходимо владеть каждому настоящему артисту.
В феврале этого года у Вас был юбилей. Какие-то особенные подарки получили?
- Главный подарок - присвоение звания народного артиста России. Teм более приятно, что я первый в этом театре и вообще в Новокузнецке удостоен такой чести Подарком стал и поставленный специально к моему юбилею бенефисный спектакль по пьесе Алена Рейно-Фуртена «Французская кадриль». Но особо хочу выразить слова благодарности Татьяне Якуниной за приятный сюрприз - отремонтированную «под ключ» и подаренную мне гримерку.
Ваш бенефис состоялся 27 апреля. Что означает для Вас это событие?
- Бенефис - это очень волнующее событие, подводящее итог определенному этапу творческой жизни. Помимо гонорара, артисту воздаются почести за сыгранные роли, за творческие находки, за многолетнее служение театру.
Для постановки спектакля к Вашему бенефису из Москвы был приглашен режиссер - народный артист России Ю.Н. Смирнов. Почему выбрали именно эту комедию - «Французская кадриль»?
- Во-первых, я просто устал от всех ужасов на экране телевизора, и мне хотелось доставить минуты веселья и себе и зрителю, во-вторых, спектакль нужно было поставить всего за 24 дня, в-третьих, классика классикой, но и пьеса современного автора тоже имеет право на воплощение.
Мой персонаж - праведный и очень порядочный учитель французского языка на пенсии, невинная жертва обстоятельств - невольно оказывается затянутым в сеть преступлений. Спасая девушку, как позднее оказывается, весьма легкого поведения, от преследователя сам того не желая, он становится убийцей и «устроителем» борделя.
Спектакль насыщен множеством комических сцен и фарсовых ситуации. Однако в основе пьесы лежит созидательная идея: каждая из падших женщин оказывается в душе доброй и искренней, каждая имеет право быть счастливой. Героиня в пьесе обретает свое долгожданное выстраданное счастье.
Как принял этот спектакль зритель?
- Зритель очень эмоционально и тепло воспринял спектакль, хохот в зале не прекращался. А что может быть лучше для артистов, чем радость понимающего, благодарного зрителя?!
Какие качества характера Вам удалось в себе развить благодаря профессии?
- Терпеливость, умение ждать.
Если бы возможно было повернуть время вспять, Вы бы могли выбрать другую жизненную стезю?
- Сейчас я себе этого представить не могу. Я целиком и полностью посвятил себя театру.
Даже никогда не задумывались о смене деятельности?
- Нет. У меня очень много хобби. Когда уж совсем невмоготу было на актерском поприще, я старался отвлекать себя от «лишних» мыслей: фотографировал, одно время даже увлекался шитьем - брюки шил, платья жене портил. Еще одной моей страстью, параллельно с театром, были радио и телевидение: в свое время и диктором на радио работал, и художественные передачи вел. Надо мной друзья даже подшучивали: «Сафонов, утюг включишь, ты и там говоришь».
Что бы Вы назвали самым большим успехом в своей жизни?
- Наверное, получение звания народного артиста.

Материал подготовила Юлия Алферьева

(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz