Ромадина Ирина театр Новокузнецка

Гарнир по-французски

Гарнир по-французски










Ромадина Ирина Ивановна - заслуженная артистка РФ актриса Новокузнецкого драматического театра
Культура Кузбасса № 5 22.05.09

Преображая будни

Актриса Новокузнецкого театра драмы Ирина Шантарь стала лауреатом региональной театральной премии «Триумф» I степени по итогам театрального сезона 2008 - 2009 гг. за роль Сюзетты в спектакле «Гарнир по-французски» в постановке Рината Фазлеева.

Уже при первой встрече с Ириной Шантарь (сценический псевдоним Ирины Ромадиной) становится ясно, что понятие «солнечный человек» не фигура речи. Такие люди живут среди нас, и свет их внутреннего сияния озаряет наши будни. А когда их солнечная природа совпадает с профессией, они создают нам праздники. У Ирины Шантарь не надо спрашивать, как она стала драматической актрисой. Понятно, что «на роду было написано». Очевидно, по той же причине и роли сразу выпадали – главные: после театрального училища играла Сашеньку в «Живом трупе» Льва Толстого, Эмму в «Береге» Юрия Бондарева… Впрочем, эти роли остались в некоей предыстории, - одиннадцати годах, предшествующих новокузнецкому периоду. А на сцене Новокузнецкой драмы заслуженная артистка РФ Ирина Ивановна Шантарь уже ровно двадцать лет.

И здесь она тоже создала и продолжает создавать масштабные, незабываемые образы. Широчайший диапазон и глубина драматического дарования актрисы позволяют ей не только с неповторимым блеском изображать противоположные женские характеры, но и органично соединять свойства этих характеров в одном образе. Она может быть и лирической, и острохарактерной героиней, при этом её лиризм колоритен, а гротеск одухотворён. Героини Ирины Шантарь непросты, но всегда женственны. Её «недосягаемая» леди Каролина Эшли, 9 лет жившая на сцене Новокузнецка, между чувством и благополучием всё же выбирает чувство. Своё право на внутреннюю свободу отстаивает Нат, героиня драмы Ива Жаммиака «Акапулько, мадам!» Никнет от грязного унижения королева Гертруда («Гамлет»), но остаётся матерью. Раневская и Аркадина – полярные проявления чеховских героинь, воплощённых актрисой с виртуозной тонкостью мастерства и интуитивным пониманием загадочной женской души. Искусство быть разной и работать на полутонах Ирина Шантарь обнаруживает в каждой роли. В любой режиссуре она умеет доказать своё мастерство и проявить индивидуальность. Поэтому для каждого, кто хотя бы раз видел актрису на сцене, она незабываема, неизменно полна внутреннего света. Как сказал поэт, «её глаза в иные дни обращены». Она всегда привносит в облик своей героини элемент нездешней странности, лирической нерешительности. Актрису влечёт моцартовская мягкость переходов из печали в радость, а из радости – в грусть. Но больше всего её влечёт праздник. В любой ситуации, в любой роли и вопреки всем преградам.

Образ Сюзетты в спектакле «Гарнир по-французски» покоряет зрителя именно этим ощущением жизни как праздника. Актриса признаётся, что буквально купается в этой роли. Она идёт на праздник, несёт в себе праздник, и этот праздник оставляет зрителям после спектакля. Она играет легко и заразительно, как дышит. Дар импровизации и неотразимого обаяния в полной мере проявляется в роли Сюзетты, которая включается в авантюрную игру, сохраняя при этом внутреннюю чистоту. Когда она с круглыми от удивления глазами, ровно ничего не понимая в поворотах событий, из каждой нелепости извлекает удовольствие показать себя с неожиданной стороны, да ещё и «сорвать» очередной финансовый куш, мы видим в Сюзетте гения адаптации, а в исполнительнице – ту магию артистизма, гармонии и человеческой открытости, которая и покоряет нас в театральном искусстве. Образ Сюзетты стал символом озорной женственности, дипломатичности и сохранения семейных устоев в любой ситуации.

Ирина Шантарь своим мягким сиянием не только преображает любую роль, но и уравновешивает бурные страсти – на сцене, за кулисами, во взаимоотношениях с коллегами. Понимание законов театра изнутри, согласие ума и сердца, высочайшая культура общения и неизменная доброжелательность позволяют актрисе с мудростью стоика переносить удары судьбы и тревоги творчества. Мимоходом она замечает, что в каждом спектакле волнуется так, что повышается давление. И, помолчав, с улыбкой добавляет: «А с нормальным давлением а сцене ничего не сделаешь». Очарование её непередаваемой женственности опирается на силу характера и мощь темперамента. О своей нелёгкой судьбе говорит со светлыми слезами смирения и считает себя самой счастливой женщиной на свете. Наверное, это так и есть. И даже не потому, что её муж и сын с невесткой – артисты драматического театра, а потому, что она живёт и играет, излучая тепло и отражая солнечный свет.

Галина Ганеева

(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz