|
Ромадина Ирина Ивановна - заслуженная артистка РФ актриса Новокузнецкого драматического театра
Культура Кузбасса № 5 22.05.09
Преображая будни
Актриса Новокузнецкого театра драмы Ирина Шантарь стала лауреатом региональной театральной премии «Триумф» I степени по итогам
театрального сезона 2008 - 2009 гг. за роль Сюзетты в спектакле «Гарнир по-французски» в постановке Рината Фазлеева.
Уже при первой встрече с Ириной Шантарь (сценический псевдоним Ирины Ромадиной) становится ясно, что понятие «солнечный человек» не
фигура речи. Такие люди живут среди нас, и свет их внутреннего сияния озаряет наши будни. А когда их солнечная природа совпадает
с профессией, они создают нам праздники. У Ирины Шантарь не надо спрашивать, как она стала драматической актрисой. Понятно, что «на
роду было написано». Очевидно, по той же причине и роли сразу выпадали – главные: после театрального училища играла Сашеньку в «Живом
трупе» Льва Толстого, Эмму в «Береге» Юрия Бондарева… Впрочем, эти роли остались в некоей предыстории, - одиннадцати годах,
предшествующих новокузнецкому периоду. А на сцене Новокузнецкой драмы заслуженная артистка РФ Ирина Ивановна Шантарь уже ровно
двадцать лет.
И здесь она тоже создала и продолжает создавать масштабные, незабываемые образы. Широчайший диапазон и глубина драматического
дарования актрисы позволяют ей не только с неповторимым блеском изображать противоположные женские характеры, но и органично
соединять свойства этих характеров в одном образе. Она может быть и лирической, и острохарактерной героиней, при этом её лиризм
колоритен, а гротеск одухотворён. Героини Ирины Шантарь непросты, но всегда женственны. Её «недосягаемая» леди Каролина Эшли, 9
лет жившая на сцене Новокузнецка, между чувством и благополучием всё же выбирает чувство. Своё право на внутреннюю свободу отстаивает
Нат, героиня драмы Ива Жаммиака «Акапулько, мадам!» Никнет от грязного унижения королева Гертруда («Гамлет»), но остаётся матерью.
Раневская и Аркадина – полярные проявления чеховских героинь, воплощённых актрисой с виртуозной тонкостью мастерства и интуитивным
пониманием загадочной женской души. Искусство быть разной и работать на полутонах Ирина Шантарь обнаруживает в каждой роли. В любой
режиссуре она умеет доказать своё мастерство и проявить индивидуальность. Поэтому для каждого, кто хотя бы раз видел актрису на сцене,
она незабываема, неизменно полна внутреннего света. Как сказал поэт, «её глаза в иные дни обращены». Она всегда привносит в облик
своей героини элемент нездешней странности, лирической нерешительности. Актрису влечёт моцартовская мягкость переходов из печали
в радость, а из радости – в грусть. Но больше всего её влечёт праздник. В любой ситуации, в любой роли и вопреки всем преградам.
Образ Сюзетты в спектакле «Гарнир по-французски» покоряет зрителя именно этим ощущением жизни как праздника. Актриса признаётся, что
буквально купается в этой роли. Она идёт на праздник, несёт в себе праздник, и этот праздник оставляет зрителям после спектакля. Она
играет легко и заразительно, как дышит. Дар импровизации и неотразимого обаяния в полной мере проявляется в роли Сюзетты, которая
включается в авантюрную игру, сохраняя при этом внутреннюю чистоту. Когда она с круглыми от удивления глазами, ровно ничего не понимая
в поворотах событий, из каждой нелепости извлекает удовольствие показать себя с неожиданной стороны, да ещё и «сорвать» очередной
финансовый куш, мы видим в Сюзетте гения адаптации, а в исполнительнице – ту магию артистизма, гармонии и человеческой открытости,
которая и покоряет нас в театральном искусстве. Образ Сюзетты стал символом озорной женственности, дипломатичности и сохранения
семейных устоев в любой ситуации.
Ирина Шантарь своим мягким сиянием не только преображает любую роль, но и уравновешивает бурные страсти – на сцене, за
кулисами, во взаимоотношениях с коллегами. Понимание законов театра изнутри, согласие ума и сердца, высочайшая культура общения
и неизменная доброжелательность позволяют актрисе с мудростью стоика переносить удары судьбы и тревоги творчества. Мимоходом она
замечает, что в каждом спектакле волнуется так, что повышается давление. И, помолчав, с улыбкой добавляет: «А с нормальным давлением
а сцене ничего не сделаешь». Очарование её непередаваемой женственности опирается на силу характера и мощь темперамента. О своей
нелёгкой судьбе говорит со светлыми слезами смирения и считает себя самой счастливой женщиной на свете. Наверное, это так и есть. И
даже не потому, что её муж и сын с невесткой – артисты драматического театра, а потому, что она живёт и играет, излучая тепло и
отражая солнечный свет.
Галина Ганеева
|