|
29.05.2012 Новокузнецк
На невольных хлебах
В Новокузнецком драматическом театре прошла премьера спектакля «Нахлебник» по пьесе Ивана Тургенева.
Постановку осуществил молодой режиссёр, без пяти минут выпускник Санкт-Петербургской государственной академии
театрального искусства Игнатий Кириллов. Этот спектакль – его дипломная работа. И она, похоже, нашла понимание у
новокузнецкой публики. У Тургенева жанр пьесы обозначен как комедия, режиссёр как можно более приблизил её к
трагическому жизнеописанию главного героя. Что, впрочем, вовсе и не необыкновенно.
В своё поместье после многолетнего отсутствия приезжает молодая хозяйка Ольга Петровна Елецкая вместе с
новоиспечённым мужем-чиновником (его играет Евгений Котин). Которого здешние обитатели ждут не без некоторой
боязни – как ещё повернёт дело молодой барин? Впрочем, не таким уж страшным представляется этот Павел Николаевич –
режиссёр вырисовывает его временами даже комичным: например, когда тот теряется в лесу и попадает в болото (сего
эпизода, кстати, у Тургенева не наблюдается), а потом расхаживает по усадьбе в исподнем. А ещё он и жену свою
любит, и только ради её спокойствия изгоняет, причём с назначением довольно солидного содержания, того, кто в
данном доме и почитается за нахлебника.
Вот тут-то начинает раскручиваться трагедия. Вначале – вокруг одного незадачливого «маленького человека». Василий
Семёнович Кузовкин, приживал, обедневший дворянин, который вынужден в этом доме разыгрывать из себя этакого шута.
Та же Оленька (к которой у него, как выяснится позже, особые чувства) – она и имя-то его толком не помнит, и
воспринимает как некую игрушку, приложение к кукле с колокольчиками из далёкого детства. Помещики-соседи откровенно
смеются над ним, подпаивают, намереваясь поглумиться над чаяниями неудачника и… слышат фразу о том, что Ольга
Петровна-то, оказывается – дочь его.
На первый план выходит глубоко личностная семейная драма. Затрагиваются вопросы отцов и детей, доверия и недоверия,
обретения, несмотря на тяжёлые воспоминания и обстоятельства, друг друга... Вячеслав Туев, исполняющий роль
заглавного героя, здесь полностью органичен и замечателен. Как и милая добрая Оленька – Вера Кораблина. В целом
действие происходит в спокойном (иногда, может быть, и чересчур) ритме. Потери в бытовой живости в какой-то степени
компенсируются решениями воссоздаваемых ситуаций. Например, в сцене с бумагами, которые хочет проверить новый
хозяин, – свидетельством царящей в поместье безалаберности становятся размоченные «дождиком» документы. Общение
всех дворовых людей, количество которых здесь существенно подсокращено, заменяет дуэт Игоря Марганца и Артура
Левченко, разыгрывающих роли дворецкого и лакея в почти пантомимическом стиле. Во всяком случае, действие
оказывается не перегруженным нарочитыми смыслами – и это подкупает. Спектакль включён в репертуар следующего
сезона – классика в исполнении актёров драматического театра, думается, будет интересна и школьникам, и студентам,
и всем неравнодушным к культурному наследию жителям нашего города.
Ася Владимирова
Фото Марины Герман
|