Новокузнецк 261113

Времена меняются – мы не меняемся

Новокузнецкий драматический театр снова обратился к классике, на его сцене «Таланты и поклонники» Александра Островского.

Выбор на эту комедию пал по нескольким причинам. Во-первых, зрителю всегда интересна закулисная жизнь. Во-вторых, эта пьеса – символ зарождения нашего театра. На новокузнецкой сцене она была впервые поставлена 80 лет назад.

Режиссёром «Талантов и поклонников» стал молодой режиссёр Максим Кальсин. Он известен своим интересом к классическим произведениям, но интерпретирует он их вполне свежо.

Известный сюжет звучит очень современно: молодой талантливой провинциальной актрисе предлагает уехать богатый, влиятельный человек. Тема продажности и бесценности таланта как нельзя более актуальна для нынешнего искусства. Непонимание талантов поклонниками, желание самовыражения и неизбежная ситуация выбора между реализацией таланта и личным счастьем – всё это есть и в сегодняшней театральной жизни.

Созвучно времени сдвигаются и авторские оценки. Если у Островского фигура богача Великатова довольно спорная, то с современной точки зрения он выглядит как положительный персонаж.

Кроме спора таланта и его поклонников, в спектакле звучит тема благородства, точнее, его отсутствия. Люди прикрываются этим словом, но совершают неблаговидные поступки – распутничают, пьют, лицемерят, завидуют. Слова князя Дулебова (Анатолия Смирнова) «Я человек благородный» звучат как фарс. Всё ненастоящее, зыбкое.

И всё же это комедия, хотя таковой её делает всего лишь один персонаж – Григорий Бакин в исполнении Андрея Ковзеля. Его пластика и актёрское мастерство не оставляют зрителя равнодушным. Со своей иронией он, пожалуй, выглядит честнее всех остальных персонажей.

Нельзя недооценить и игру Октябрины Романовой. Её Домна Пантелеевна необычайно убедительна, она при всей своей практичности, расчётливости очень мила. Сочувствуешь её материнским переживаниям. Она заботится о благополучии дочери, главной героини Александры Негиной (Мария Стринада), при этом представление о благополучии у них совсем разное. Александра хочет быть на сцене, а мать хочет для дочери достатка. Но и в том и в другом случаях нужно чем-то поступиться, и если для матери всё очевидно и правильно, то молодой актрисе приходится выбирать между женихом-студентом и богачом Великатовым (Анатолий Иванов). С первого появления он интригует главную героиню, зрителю уже ясно, что выбор сделан. Великатов сдержан, но при всей немногословности чувствуются его энергия и напор. Он ведёт за собой не только Негину, но и весь зрительный зал. С одной стороны, он равнодушен и независим, с другой – обаятелен и щедр. Чем не эталон современного мужчины?

То, что «Таланты и поклонники» – пьеса XIX века, выдают только костюмы, всё, что происходит на сцене, абсолютно созвучно сегодняшнему дню.

Наталья Кузьмина
Станислав Зазулин (фото)
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru