Борис Гуревич
|
16.09.2011 Новокузнецк
Другая история
Полным ходом в стенах драматического театра идут репетиции спектакля "Сваха"
Режиссёр Борис Гуревич – человек для нас новый, но в России известный, работавший в десятках городов России и
близлежащих республик, от Бреста до Ташкента. Для новокузнецкой сцены он припас довольно известное произведение.
Сюжет про молодую вдову по имени Долли, успешно устраивающую судьбы людей и заодно свою собственную, был даже
воплощён в знаменитом бродвейском мюзикле «Хэлло, Долли» и ещё более знаменитом оскароносном фильме с таким же
названием. Однако Борис Робертович, пришедший на пресс-конференцию по случаю предстоящей премьеры, пообещал, что
это будет совсем другая история.
– Борис Робертович, расскажите подробнее, что это за пьеса и почему именно её выбрали для постановки.
– «Сваха» – замечательная пьеса любимого мной писателя, американского классика XX столетия Торнтона Уайлдера. Он
считается классиком некоего «второго эшелона», потому что жил примерно в одно время с «первыми» Фитцджеральдом и
Хемингуэем, но на самом деле это всё очень условно. Уайлдер – драматург гениальный, для меня он знаковая фигура.
И вот однажды одна легендарная актриса Елена Юнгер (её все знают по фильму «Золушка», где она играла сестру, ту,
которая красивее) перевела его «Сваху» и отдала мне. Я хотел поставить спектакль, но всё как-то не получалось. Ну,
и потом случилась некая игра судьбы – у Уайлдера, кстати, есть на то хороший образ – «узор ковра», или «узор
гобелена»: это когда всё сходится. В апреле я приехал на переговоры в Новокузнецк, здесь обсуждались разные
предложения, но всё в одночасье изменилось, и я остановился на «Свахе». Эта пьеса ставится вообще очень мало –
потому что она большая и труднопостановочная. Называется иногда «Сваха», иногда – «Хэлло, Долли», но это всё
враньё, потому что «Хэлло, Долли» не имеет большого отношения к «Свахе». И в фильме примерно та же фабула, но там
нет философии Уайлдера. Зато она есть в пьесе.
Мы, конечно, сделали большую редактуру. Действие происходит, кажется, в 1870 году, но мы перенесли всё в XX век:
Уайлдер написал так, что время не прочитывается, оно есть сейчас. В спектакле будет много музыки и танцев. Мы
постарались, чтобы всё было максимально легко и искромётно. И если всё будет в порядке, если «пожар пойдёт по
плану» – а пожар должен идти по плану в грамотном театре, – то 30 сентября премьера состоится.
– Кто же играет Долли?
– Хороший вопрос. Тот самый случай, когда говорят, что если нет Гамлета, не ставь «Гамлета». Наша Долли – это
Ирина Шантарь, на которую эта история и была взята. В пьесе тринадцать актёров и пятнадцать героев – будет некая
интрига. Главное же – я здесь увидел центральную пару. В пьесе есть такой герой – Вандергельдер, которого Долли
старается очаровать. Когда я увидел Артура Левченко в «Бродвее», понял, что вот это – мой герой. Хотя в «Свахе»
Артур будет совершенно другим. Ну, и поскольку это хорошая пьеса, там все роли блистательные. Все. И мне важны
все герои. И они есть, актёрская компания собрана.
– Это будет смех сквозь слёзы или чистая комедия?
– Чистые комедии хоть и бывают, но мне они не вполне интересны. Однако не буду лукавить жанрами: «Сваха» – это
комедия. Но комедии бывают разные. Это умная комедия. Философская – круто будет сказано, но – умная. С любовью,
лирикой и так далее.
– Кто входит в постановочную группу?
– Вот здесь я очень благодарен театру, директору Марине Евса, что она пригласила мою команду. Спектакль делал
замечательный художник, главный художник театра имени Ленсовета Мария Брянцева. Музыку оформляет Владимир
Бычковский – лучший музыкальный оформитель Санкт-Петербурга. Балетмейстер – из Омска, Виктор Тзапташвили, мой
многолетний соавтор и товарищ, мы с ним лет 12 уже творчески дружим. И из Белоруссии приедет художник по свету
Семён Давыденко. Вот такая собрана интернациональная компания.
– Борис Робертович, Вы – приглашённый режиссёр. Когда Вы отпускаете свой спектакль в свободное плавание,
испытываете чувство беспокойства за дальнейшую судьбу своего детища?
– Я стараюсь об этом не думать. Потому что в статусе приглашённого режиссёра я живу уже 25 лет. Езжу много, и
отслеживать судьбу спектаклей невозможно. Конечно, связи с театрами сохраняются. Сейчас есть Интернет, стало
проще. Мы дружим, общаемся. А спектакли живут своей судьбой, она не совсем зависит от меня. Бывает так, как в
Омске, – там моя постановка шла десять лет. Как говорят, если спектакль сделан на сливочном масле, то это придаёт
ему энергию. Хотя большие спектакли очень трудно сохраняются. В «Свахе» много героев, много переходов, она очень
сложна по звуковой партитуре, и по цветовой, наверное, тоже будет. Легче сохранять другие спектакли, попроще. Но
я пошёл на риск. Посмотрим.
– Как работается с нашими новокузнецкими актёрами?
– Не холодно. Интересно. Они хорошие артисты.
Напоследок Гуревич попросил об одной небольшой ремарке. Желание режиссёра мы выполняем.
– Я сейчас сделаю заявление. Вчера у меня на квартире раздался звонок – позвонила внучка. Расспрашивала обо всём,
и я сказал, что у меня завтра пресс-конференция. Она говорит: «Боря, у меня к тебе секретная просьба: расскажи
там про меня». Поэтому сообщаю: у меня есть внучка Сонечка. Ей семь лет. Она живёт в городе Ярославле. Она учится
в музыкальной и художественной школах. Мы очень ею гордимся. И чтобы соединить эту информацию с темой нашего
сегодняшнего разговора – подвожу итог: общение с внучкой и её звонки очень помогают мне в моей нелёгкой
режиссёрской работе. Прошу опубликовать.
Анастасия Лешкевич
Фото Марии Коряга
|