140513 Новокузнецк

Воображариум по-Новокузнецки

Игра в цвет – в серость или, напротив, радужность, причем без размена на полутона. Игра в прошлое – в реальную историю и одновременно неудержимый вымысел, при этом – без признания между ними каких-либо противоречий. Невозможно, скажете вы? “Игра воображения” – с таким сюжетом предлагает познакомиться Новокузнецкий драматический театр.

До чего могут довести фантазии освободившегося от оков обыденности человека? До праздника жизни. До низвержения всего бесцветного, неприглядного, некрасивого. До обретения себя, нахождения своей внутренней сути. Об этом говорит в своей пьесе английский драматург Питер Шиффер. И отечественный режиссер Андрей Штейнер, взявшийся воплотить идею на новокузнецкой сцене.

В этой постановке фигурируют главным образом двое. Одна – экскурсовод Леттис Дуфе (Людмила Адаменко), женщина смелых и вольных взглядов на историческую правду, если не сказать прямо – большая выдумщица и оригиналка. Способная всего-то “немного” приукрасить жизнеописание вверенного ей архитектурного объекта ради прибавления ему популярности среди посетителей. Ну что с того, если впечатлений от экскурса в прошлое у слушателя останется чуть больше, чем могло бы? С данным методом (и, надо заметить, формально вполне справедливо) не согласна представитель государственной службы охраны памятников Шарлотта Шеен (Ирина Бабченко). Этакая “канцелярская крыса”, блюститель строгих правил, проводящая свою жизнь, по ее же выражению, за “столом бездействия”. Но – как известно, в тихом омуте черти водятся (или пусть будет на британский лад: ”still waters run deep” – “где вода течет спокойно, там глубоко”)… Посмотрим, что будет дальше.

А дальше – события разворачиваются прямо-таки замечательные. Вы, кстати, до сих пор думаете, что жители туманного острова все как один сдержанны в чувствах, чопорны, высокомерны и так далее? Пусть тогда спектакль станет для зрителя разрушением стереотипов и собственным маленьким пиром духа. И окажется неудивительным, что мисс Лотта быстро перевоплощается в азартного игрока. Бунтарское прошлое, однажды спрятанное (и от чужих глаз, и от себя) в мундир чиновника, играет не последнюю роль в таком преображении. С подачи Леттис она соглашается на участие в этаком домашнем театре – причем весьма захватывающем, грандиозном, судя по масштабу персонажей и исполняемых на его сцене страстей. Здесь буйство эмоций на грани жизни и смерти, здесь на казнь идут короли и королевы! Как они проживали свои последние часы, минуты отчаяния или же несломленной гордости и кто были их судьи? Сомнения прочь, тут современная серость уступает место исторической роскоши, обыденность ниспровергается с плахи времен… И над всем властвует ее величество Сцена.

Правда, надо сказать, что история эта далека от избитой формулы “театр в театре”. Потому как практически все события происходят за “кадром” – в рассказах Леттис и Лотты. Будь то выдуманные экскурсоводом происшествия для развлечения посетителей или же те самые инсценировки судов и казней – в объяснениях для адвоката (его играет Виталий Криницын, сей правозащитник призван разобраться в возникшей в играх двух женщин щекотливой ситуации). Однако следить из зала за игрой лишь воображения героев оказывается не менее интересно – и это в полной мере можно считать актерской и режиссерской заслугой. Спектакль в самом деле захватывает, несмотря на то, что проходит в камерном малом зале, играется только пятью актерами (здесь есть еще небольшие роли секретарши и участника экскурсии). Видать, фантазия и впрямь – штука сильнейшая, и данная постановка лишь подтверждает старую истину.

Анастасия Маликова
Андрей Мясников (фото)
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz