|
12.10.2011 Новокузнецк
Ах, эта Долли!
Думается, многие ожидали увидеть на сцене что-то вроде фонтанирующего шоу с обилием музыки, танцевальных
трюков, шика и блеска – как в известном американском киномюзикле «Хэлло, Долли». Но нет. Ещё на
пресс-конференции с местными журналистами режиссёр Борис Гуревич отверг все предположения о том, что его
постановка будет похожа на продукт голливудской киноиндустрии (кстати, довольно-таки замечательный
продукт), пообещав нам показать иную сторону знаменитой истории. И не обманул.
Гуревич поставил именно пьесу, принадлежащую перу его любимого драматурга Торнтона Уайлдера. Получилась
больше комедийная мелодрама, чем музыкальная комедия. Хотя зрителям очень часто предоставлялась
возможность посмеяться над репликами и выходками персонажей (отличился здесь, как всегда, Андрей Ковзель,
играющий этакого дуракаваляльщика на пару с Андреем Грачёвым). А ещё получить удовольствие от неожиданных
жанровых поворотов, перевоплощений героев, песен и танцев, лицезрения декораций – вроде той огромной
трубы, испускающей конфетти, или интерьеров шляпного магазинчика, где шляпки, изображающие столы или
стулья и в обилии висящие над сценой, были похожи на роскошные тортики.
Однако вместе с атрибутами праздника сюда попали и меланхоличные мелодии виолончели, навевающие
тоскливо-щемящие чувства, и печальные танго на стульчиках под аккомпанемент аудиодождя, и произносимые с
проникновенностью монологи на фоне полностью остановленного действия – например, от миссис Леви,
обращённые к умершему супругу… И всё это было ко времени и к месту, стало необходимыми акцентами в общем
повествовании.
Такой вот двойственной оказалась история о весёлой вдовушке Долли. Выдумщице, решившей устроить свою
жизнь путём выхода замуж за Горация Вандергельдера – состоятельного, но скряжистого владельца магазина
(впрочем, в исполнении «состаренного» Артура Левченко весьма импозантного и обаятельного). Сама Долли,
которую играет заслуженная артистка России Ирина Шантарь (а эта постановка стала её бенефисом), была
скорее сдержанна, чем шаловлива, и больше размышляет, чем интригует против своего избранника. Она ещё
попутно соединяет судьбы племянницы Вандергельдера и её бедного возлюбленного, а также сводит клерков
Корнелиуса и Барнеби (те самые Ковзель и Грачёв) с двумя милыми шляпницами. Хэппи-энд, несмотря на всё
вышесказанное, становится неминуем.
…В этом спектакле имеется мораль. Декларируемая, как и положено, в конце представления. И умещается она
в одно слово: приключение. Только для каждого оно своё. Для Вандергельдера – жениться. Для
Долли – организовать всеобщий и непрекращающийся праздник жизни. Для Корнелиуса и Барнеби – сбежать от
работы и покуролесить от души. Для владелицы шляпного магазина мисс Моллой и её помощницы
Миннис – очевидно, тоже (поэтому эта четвёрка и оказывается вместе).
Есть тут ещё один персонаж, появляющийся ближе к развязке. Флора Ванхэйзен, экстравагантная дамочка с
интенсивными ностальгическими интонациями в роли (её играет Ирина Бабченко). «Это история моей жизни», –
с придыханием повторяет леди, когда узнаёт о похождениях героев. Но, кажется, её собственное приключение
навсегда осталось существовать лишь в теории, в её розовых мечтах. Реализовывать свои мечтания зрителей
призывает куда более деятельная Долли – как, впрочем, и весь спектакль «Сваха» в целом.
Анастасия Лешкевич
|