|
08.03.2012 Новокузнецк
И грустно, и весело
Динамично, необычно, фантастично. Вот так, в трёх словах – о новом спектакле Новокузнецкого драматического театра,
поставленном санкт-петербургским режиссёром Тимуром Насировым.
Рассказать, конечно, можно и побольше. «Происшествие, которого никто не заметил» было поставлено по пьесе классика
отечественной драматургии Александра Володина (его перу принадлежат сценарии к спектаклям и кинофильмам «Пять
вечеров», «Старшая сестра», «Дульсинея Тобосская», «Осенний марафон», «С любимыми не расставайтесь»). Сюжет
«Происшествия…» зрителю также может быть известен: в 1967 году Володин сам снял одноимённый фильм, а в 1990-х годах
эту историю, но уже в осовремененном варианте, экранизировал Георгий Данелия – картина называлась «Настя».
Но вернёмся в Новокузнецк. Тимур Насиров героев пьесы оставил существовать в исходном контексте – то есть в старой
доброй советской реальности, от чего сценическая «придуманность» нисколько не пострадала, а наоборот, явила зрителям
всю свою душевность, ностальгический флёр и сложноустроенность.
История же такова: добрая, непосредственная и не блистающая внешними данными девушка Настя (её играет Мария Захарова)
однажды очень-очень захотела стать роскошной писаной красавицей – ну хотя бы как Мёртвая царевна из сказки Пушкина,
чей «портрет»-иллюстрация висел у неё над кроватью. Понятно, что желанию предшествовали некоторые неудачи в личной
жизни. И девушка стала такой замечательной уже со всех сторон. Волшебство? Да, ведь это пьеса-сказка. Но вот беда:
никем теперь не узнаваемая, Настя испытывает не меньше проблем. Кавалеры, конечно, готовы одаривать красавицу, читать
стихи, водить гулять под луной, не уставать ею восхищаться. И даже женатые мужчины, и даже мужья её подруг... Девушки,
понятное дело, восторга особого по поводу чьей-то красивой внешности не выказывают. В общем, так и осталась бы наша
царевна одинокой барышней, если бы не решила всё вернуть на круги своя... И тут уже можно рассуждать о странностях
человеческих хотений или превратностях мира, где мы все живём, – кому как нравится.
Хотя здесь даже просто смотреть за происходящим на сцене – сущее удовольствие. Успевать за динамикой действия,
создаваемой в большей степени массовкой, которая практически всё время находилась на сцене, иллюстрировала события,
активно помогала героям, «выделяла» из себя персонажей и снова «вбирала» их в свои ряды. То превращалась в коллектив
дворников, то мгновенно выстраивалась в очередь за дефицитными фруктами, то срочно преображалась в танцующих гостей
на какой-то вечеринке. Этакий античный хор, только в очень действенном варианте.
Впрочем, такой весьма ритмичный «монтаж» вперемешку с лирическими эпизодами довольно выразительно воспроизводил
атмосферу одиночества и непонимания среди всеобщей суеты сует...
– Спектакль рождался тяжело, непросто. Текст очень трудный, при кажущейся простоте он чрезвычайно сложен, – сказал
режиссёр публике перед одним из премьерных показов. – Я думаю, что у нас получилось неплохо, забавно как-то... Мы
надеемся, что вам передастся наша радость, испытываемая в то время, когда мы всё это делаем на сцене.
Передать эмоции получилось, донести нечто большее, скрытое за весельем, – тоже. Очень похоже на то, что
«Происшествие, которого никто не заметил» станет одним из лучших спектаклей в репертуаре нашего театра.
Ася Владимирова
|