Новокузнецк 02.06.2011
Сытые волки, целые овцы
В завершение театрального сезона Новокузнецкий драматический театр подарил своим зрителям ещё один спектакль,
поставленный по пьесе классика русской драматургии Александра Николаевича Островского «Волки и овцы».
Два мира, два полюса, как плюс и минус. Режиссёр Анна Потапова (Москва) население пьесы сразу разделяет на два
лагеря: условно говоря, на «чёрных» и «белых». Это видно уже по одежде, символизирующей противоположные стороны
посредством цветовой гаммы. Даже можно сказать так: в чёрные платья и фраки (в особых случаях – в серебряные)
здесь рядятся те, кто так или иначе связан с деньгами; в светлых же, летних, пастельных тонах находятся герои
без корысти в душе, с наивностью в характере. Вот вам волки, вот овцы – все налицо.
Лакомым куском для первых становится Евлампия Купавина (Алёна Сигорская), богатая молодая вдова. Меропа
Давыдовна Мурзавецкая (Вероника Березнякова) пытается взять её в оборот если не мытьём – женитьбой на своём
беспутном племянничке Аполлоне, пьянице, кутиле, любителе охоты и собак (Олег Лучшев здесь играет опустившегося
донельзя молодого человека, у которого – у барина! – даже пуговицы на сюртуке оторваны и петель иных нет), так
катанием – истребованием вымышленных денежных обязательств, которые Купавины якобы некогда должны были
Мурзавецким.
Доверчивую и милую вдовушку выручает, мягко припугнув Мурзавецкую, приехавший в губернию предприимчивый
владелец соседнего имения Беркутов (Евгений Любицкий). Но лишь с одной целью – самому на ней жениться и начать
извлекать выгоду из обобщённого благодатного поместья. Деловой человек, представитель новой формации,
капиталист, одним словом. У этого столичного волчары, однако, и аппетиты покруче будут.

Надо сказать, что Беркутов в обличии Любицкого – вполне возможно, что на взгляд лишь автора этих строк, –
выходит чересчур добрым, благожелательным. А вот мировой судья Лыняев (Сергей Стасюк), пытающийся разобраться
в интригах и, несомненно, принадлежащий стану светлых сил, – растерянным (молодому и подтянутому актёру
приходится здесь исполнять роль «богатого, ожиревшего барина, лет под 50»). Вот припомнилось почему-то, что
в «Дуэли», параллельно идущей на подмостках нашего театра, эти двое играют характеры, прямо противоположные
сегодняшним: Стасюк – жёсткую личность, Любицкий – его антипода, мягкого и неуверенного в себе человека. И
«вытанцовываются» у них там роли в более органичных ритмах. Теперь их герои хоть и друзья, распевающие «Оду
«К радости» Бетховена-Шиллера (где имеются и такие слова: «В пламя, книга долговая, мир и радость – путь из
тьмы!»), но опять же оказываются по разные стороны нравственных баррикад: тут хотелось бы думать, что и
защищают они их искренне.
Шлейф из другого спектакля, кажется, потянулся и за Глафирой (Ольга Николаенко), бедной родственницей
Мурзавецкой, девицей, тайно мечтающей вырваться из провинциального болота. Для этого ей необходимо окрутить
Лыняева. Что она и делает с блеском, страстью и иногда – некой истеричностью. Оливия-Глафира (Оливией Ольга
была в «Пулях над Бродвеем») – рыжая бестия, в некотором смысле получающаяся гротескным персонажем.
Впрочем, она очаровательно великолепна в сцене выхода под ручку с покорённым Лыняевым – когда чуть ли не под
фанфары бывшая монашка появляется в чёрном длинном платье с роскошным пером на голове – и сразу видно, кто
тут оказался победителем.
Конечно, нельзя не упомянуть о том, что данный спектакль стал бенефисом для заслуженной артистки России
Вероники Березняковой. Её роль в «Волках и овцах» – это именно её роль. Миропа Давыдовна – почтенная среди
горожан женщина, глава дома, повелительница и благодетельница, царственно ведущая себя особа. Но власть её
не абсолютна: Березнякова прекрасно демонстрировала и растерянность Мурзавецкой при разоблачении, и её сомнения
в необходимости проводимых афер, и осуществление роли этакой городской тётушки-сводницы, устроительницы
семейного счастья молодёжи: образ в целом получился не без комичности и разнообразия.
Собственно, и среди остальных героев абсолютных волков, разумеется, не стоит и искать. Спектакль делится с
нами стойким впечатлением, что жизнь, представленная на сцене, – обыденная, повседневная и свойственная не
только далёким от нас временам. Выгоду в сложившемся положении находят здесь все, наказания избегают и
Мурзавецкая, и её «искуситель» подьячий Чугунов (Андрей Шмаков). От беспечной наивности и свежести Купавиной
не остаётся и следа – она понимает, что сохранить своё имущество можно, только продавшись, – а потому Сигорская
в последней сцене выглядит одновременно и растерянной, и решимой. Да, миром правят деньги. Не зря интерьеры
домов – что Мурзавецкой, что Купавиной – оклеены в цвет и фактуру денежных знаков. И в качестве несменяющегося
задника весь спектакль довлеет над сценой огромный государственный кредитный билет. Здесь и волки сыты, и овцы
оказываются целы. А плюс и минус, как известно, тоже всегда притягиваются...
Анастасия Маликова
Фото Марины Герман