|
020413 Новокузнецк
Власть художника
Хорошим подарком к Дню театра для новокузнецких любителей этого вида искусства стала уже традиционная ежегодная премьера
новокузнецкого театра драмы “Зеркало”.
В этот раз режиссер театра Сергей Радыгин порадовал зрителей спектаклем по пьесе Григория Горина “Кин IV”. Это уже не первый опыт
обращения к творчеству известного российского драматурга – несколько лет назад “Зеркало” уже ставило трагическую и полную любви “Чуму
на оба ваши дома”. В нынешнем году выбор пал на не менее серьезную драму о мастере, о противостоянии художника и власти.
Критики неоднократно отмечали, что Григорий Горин – не просто писатель, но одновременно и режиссер своих пьес. Он настолько тонко
ощущает и отмечает в тексте нюансы будущего спектакля, что каждый режиссер в работе над горинскими пьесами поневоле становится
сотворцом драматурга.
Видимо, классическая “театральная” тема оказалась удивительно близка режиссеру, а может, Горина просто невозможно поставить плохо. Но,
как бы то ни было, спектакль – удался. Заядлые театралы и поклонники драматурга могли насладиться минимализмом декораций и диалогами,
практически не попавшими “под нож“. Обычные же зрители – удивительной актуальностью пьесы, герои которой рассуждают о важных для
всех времен и возрастов темах: любви и ненависти, верности и измене; о власти и рабстве, долге и призвании.
Британский актер Эдмунд Кин в исполнении Александра Ищенко получился настоящим горинским героем – влюбленным, сомневающимся,
честным и не готовым на компромисс с собой и своей совестью. Принц Уэльский, а впоследствии король Георг (Дмитрий Зайцев), - мятущимся
человеком, всю жизнь пытающимся выбрать – между собственными страстями и дружбой, честью Британии и голосом сердца. Но самое
главное, что хочется поставить в заслугу и режиссеру, и актерам, - это мощный дуэт двух главных героев, где ни один не пытался “тянуть
одеяло на себя” и в то же время играл свою и одновременно общую трагедию.
Такая слаженность помогла сгладить некоторые недостатки самого спектакля – затянутость некоторых сцен, не совсем уверенную игру молодых
актрис. На первый план выходят актер и король, навеки связанные общей судьбой, общими женщинами, и прежде всего театром. А театр
“кимовских” времен – это в первую очередь Вильям Шекспир, и не случайно шекспировские герои, шекспировские реплики и монологи
занимают в спектакле важнейшую роль. “Быть актером – сто фунтов, не быть – вдвое больше. Так быть или не быть, вот в чем вопрос?” – для
Кина выбор очевиден – “Быть!” – и рано или поздно король с ним согласится. Актер и монарх, лицедей и его зритель вместе навсегда – и в
жизни, и после смерти.
Итак, премьера состоялась. На наш взгляд – успешная. И можно только порекомендовать Сергею Радыгину замахнуться когда-нибудь и “на
Вильяма нашего Шекспира”, тем более что мы смогли убедиться – классические монологи актерам “Зеркала” удаются превосходно. Да и
времени у нас целый год – до следующего Дня театра.
Надежда Жукова
|