020413 Новокузнецк

Власть художника

Хорошим подарком к Дню театра для новокузнецких любителей этого вида искусства стала уже традиционная ежегодная премьера новокузнецкого театра драмы “Зеркало”.

В этот раз режиссер театра Сергей Радыгин порадовал зрителей спектаклем по пьесе Григория Горина “Кин IV”. Это уже не первый опыт обращения к творчеству известного российского драматурга – несколько лет назад “Зеркало” уже ставило трагическую и полную любви “Чуму на оба ваши дома”. В нынешнем году выбор пал на не менее серьезную драму о мастере, о противостоянии художника и власти.

Критики неоднократно отмечали, что Григорий Горин – не просто писатель, но одновременно и режиссер своих пьес. Он настолько тонко ощущает и отмечает в тексте нюансы будущего спектакля, что каждый режиссер в работе над горинскими пьесами поневоле становится сотворцом драматурга.

Видимо, классическая “театральная” тема оказалась удивительно близка режиссеру, а может, Горина просто невозможно поставить плохо. Но, как бы то ни было, спектакль – удался. Заядлые театралы и поклонники драматурга могли насладиться минимализмом декораций и диалогами, практически не попавшими “под нож“. Обычные же зрители – удивительной актуальностью пьесы, герои которой рассуждают о важных для всех времен и возрастов темах: любви и ненависти, верности и измене; о власти и рабстве, долге и призвании.

Британский актер Эдмунд Кин в исполнении Александра Ищенко получился настоящим горинским героем – влюбленным, сомневающимся, честным и не готовым на компромисс с собой и своей совестью. Принц Уэльский, а впоследствии король Георг (Дмитрий Зайцев), - мятущимся человеком, всю жизнь пытающимся выбрать – между собственными страстями и дружбой, честью Британии и голосом сердца. Но самое главное, что хочется поставить в заслугу и режиссеру, и актерам, - это мощный дуэт двух главных героев, где ни один не пытался “тянуть одеяло на себя” и в то же время играл свою и одновременно общую трагедию.

Такая слаженность помогла сгладить некоторые недостатки самого спектакля – затянутость некоторых сцен, не совсем уверенную игру молодых актрис. На первый план выходят актер и король, навеки связанные общей судьбой, общими женщинами, и прежде всего театром. А театр “кимовских” времен – это в первую очередь Вильям Шекспир, и не случайно шекспировские герои, шекспировские реплики и монологи занимают в спектакле важнейшую роль. “Быть актером – сто фунтов, не быть – вдвое больше. Так быть или не быть, вот в чем вопрос?” – для Кина выбор очевиден – “Быть!” – и рано или поздно король с ним согласится. Актер и монарх, лицедей и его зритель вместе навсегда – и в жизни, и после смерти.

Итак, премьера состоялась. На наш взгляд – успешная. И можно только порекомендовать Сергею Радыгину замахнуться когда-нибудь и “на Вильяма нашего Шекспира”, тем более что мы смогли убедиться – классические монологи актерам “Зеркала” удаются превосходно. Да и времени у нас целый год – до следующего Дня театра.

Надежда Жукова
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz