Пьеса
Артисты
|
А.Н. Островский «На всякого мудреца довольно простоты»
Режиссер-постановщик - Ринат Фазлеев, художник -Роман Ватолкин, город Новосибирск
«Новокузнецк» 10.04.08
Мудрецу ложь не к лицу
Да, не к лицу мудрецу ложь, поскольку уж кому-кому, а ему-то истина открыта не во имя карьеры и обогащения! Мудрец знает,
что бесчестье и саморазрушение не окупятся чинами и деньгами и смысл жизни отнюдь не в успехе. Это если он действительно
мудрец, а не назван им в угоду нравам, как в бессмертной комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»,
премьера которой состоялась в середине марта в Новокузнецком
драматическом театре.
Какими бы путями ни шёл современный российский театр, наш великий драматург всегда актуален. И не только в силу злободневности
содержания (тема безусловных духовных ценностей его драматургии преломляется в контексте разных эпох лишь вариативно), но и
по причине ге.ниальной структуры самих пьес, в которых есть всё, что нужно театру. Почти полуторавековая сценическая история
«Мудреца» могла бы составить целую энциклопедию режиссёрских концепций, но это не смутило заслуженного артиста
России Рината Фазлеева - постановщика новокузнецкого варианта. Его решение можно было бы назвать вполне традиционным,
если бы не интерпретация образа главного героя.
История Глумова в исполнении Сергея Стасюка превращается в колоссальную трагедию саморазрушения, хотя от роли циничного
авантюриста, напролом рвущегося к обогащению, актёр не отступает. Но свой путь в общество Мамаевых — Турусиных он выстилает
не одной только подлой лестью. Он откровенно презирает тех, в чьи ряды стремится, он знает им цену. И неотвратимо движется к
цели, вполне понимая свою чужеродность. Его Глумов прежде всего бесконечно одинок, мать не в счёт, мать — это отдельная
история. Именно одиночество толкает Глумова к ведению дневника, а вовсе не жажда издевательских обличений. Он лицемерит
и льстит тем, кого в грош не ставит, мечтает быть с теми, над кем глумится, — и всё это во имя успеха. Чтобы стать
богатым и успешным, Глумов растаптывает свой ум, попирает самолюбие. Плану его коварных действий не мешает даже маленький
просчёт с дневником. В сцене разоблачения он беззастенчиво признаётся в своих интригах, бросая в лицо каждому откровенную
характеристику, — и побеждает. Он становится своим среди своих: падение завершилось.
Не правда ли, как остро современен этот мстив сегодня, когда успех считается высшей добродетелью, а успешность — критерием
состоявшейся личности? Даже «если душа родилась крылатой» и предназначена была для высоких целей?
В нашей реальности жанровое определение спектакля — памфлет — звучит очень убедительно. Собственно, А.Н. Островский и создавал
политическую комедию, отражавшую пореформенную ситуацию XIX века в России. Некоторые реплики и диалоги в пьесе будто написаны
сегодня. Режиссёр-постановщик это сходство усиливает: Двоедушие сильных мира сего отражено в принципе игры. Наиболее ёмкие
образы «мудрецов» и лицемеров создают Дмитрий Ромадин (Мамаев), заслуженные артистки России Ирина Шантарь (Турусина) и
Елена Амосова (Мамаева). Дмитрий Ромадин воплощает внешнюю и внутреннюю несокрушимость, незыблемость основ. Его самонадеянная
спесь и помпезность прекрасно вписываются в сценическое пространство (художник-постановщик Роман Ватолкин). Метафора
двуликости составляет основу сценографии и отражена во всех предметах интерьера. (Вопрос, стоило ли играть с изображениями
иконы и её обратной стороны, - вопрос скорее не стиля, а вкуса.) Покровительственная нежность Мамаевой к племяннику быстро
оборачивается плотоядной хищностью. Набожная томность Турусиной граничит с такими тёмными проявлениями подсознания, что диву
даёшься. Сломленный характер, перепады ожесточённой мстительности и безудержной угодливости Глумовой (заслуженная артистка
Бурятии Ирина Бабченко) рисуют грустную картину жизни, растраченной в пустой борьбе за место под солнцем.
В спектакле, как и в пьесе, нет положительного героя. Есть горечь от потери подлинного в погоне за призрачным. На всякого
мудреца довольно простоты, довольно и мудрости. Повторим же вслед за Пушкиным, что «ложная мудрость мерцает и тлеет пред
солнцем бессмертным ума», и порадуемся за театр, позволивший нам это вспомнить!
Галина ГАНЕЕВА, зав. литературной частью Новокузнецкого драматического театра.
|