На всякого мудреца довольно простоты театр Новокузнецка

На всякого мудреца довольно простоты

На всякого мудреца довольно простоты

На всякого мудреца довольно простоты

Пьеса

Артисты


А.Н. Островский
«На всякого мудреца довольно простоты»

Режиссер-постановщик - Ринат Фазлеев, художник -Роман Ватолкин, город Новосибирск

«Новокузнецк» 10.04.08
Мудрецу ложь не к лицу

Да, не к лицу мудрецу ложь, поскольку уж кому-кому, а ему-то истина открыта не во имя карьеры и обогащения! Мудрец знает, что бесчестье и саморазрушение не окупятся чинами и деньгами и смысл жизни отнюдь не в успехе. Это если он действительно мудрец, а не назван им в угоду нравам, как в бессмертной комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», премьера которой состоялась в середине марта в Новокузнецком драматическом театре.

Какими бы путями ни шёл современный российский театр, наш великий драматург всегда актуален. И не только в силу злободневности содержания (тема безусловных духовных ценностей его драматургии преломляется в контексте разных эпох лишь вариативно), но и по причине ге.ниальной структуры самих пьес, в которых есть всё, что нужно театру. Почти полуторавековая сценическая история «Мудреца» могла бы составить целую энциклопедию режиссёрских концепций, но это не смутило заслуженного артиста России Рината Фазлеева - постановщика новокузнецкого варианта. Его решение можно было бы назвать вполне традиционным, если бы не интерпретация образа главного героя.

История Глумова в исполнении Сергея Стасюка превращается в колоссальную трагедию саморазрушения, хотя от роли циничного авантюриста, напролом рвущегося к обогащению, актёр не отступает. Но свой путь в общество Мамаевых — Турусиных он выстилает не одной только подлой лестью. Он откровенно презирает тех, в чьи ряды стремится, он знает им цену. И неотвратимо движется к цели, вполне понимая свою чужеродность. Его Глумов прежде всего бесконечно одинок, мать не в счёт, мать — это отдельная история. Именно одиночество толкает Глумова к ведению дневника, а вовсе не жажда издевательских обличений. Он лицемерит и льстит тем, кого в грош не ставит, мечтает быть с теми, над кем глумится, — и всё это во имя успеха. Чтобы стать богатым и успешным, Глумов растаптывает свой ум, попирает самолюбие. Плану его коварных действий не мешает даже маленький просчёт с дневником. В сцене разоблачения он беззастенчиво признаётся в своих интригах, бросая в лицо каждому откровенную характеристику, — и побеждает. Он становится своим среди своих: падение завершилось.

Не правда ли, как остро современен этот мстив сегодня, когда успех считается высшей добродетелью, а успешность — критерием состоявшейся личности? Даже «если душа родилась крылатой» и предназначена была для высоких целей?

В нашей реальности жанровое определение спектакля — памфлет — звучит очень убедительно. Собственно, А.Н. Островский и создавал политическую комедию, отражавшую пореформенную ситуацию XIX века в России. Некоторые реплики и диалоги в пьесе будто написаны сегодня. Режиссёр-постановщик это сходство усиливает: Двоедушие сильных мира сего отражено в принципе игры. Наиболее ёмкие образы «мудрецов» и лицемеров создают Дмитрий Ромадин (Мамаев), заслуженные артистки России Ирина Шантарь (Турусина) и Елена Амосова (Мамаева). Дмитрий Ромадин воплощает внешнюю и внутреннюю несокрушимость, незыблемость основ. Его самонадеянная спесь и помпезность прекрасно вписываются в сценическое пространство (художник-постановщик Роман Ватолкин). Метафора двуликости составляет основу сценографии и отражена во всех предметах интерьера. (Вопрос, стоило ли играть с изображениями иконы и её обратной стороны, - вопрос скорее не стиля, а вкуса.) Покровительственная нежность Мамаевой к племяннику быстро оборачивается плотоядной хищностью. Набожная томность Турусиной граничит с такими тёмными проявлениями подсознания, что диву даёшься. Сломленный характер, перепады ожесточённой мстительности и безудержной угодливости Глумовой (заслуженная артистка Бурятии Ирина Бабченко) рисуют грустную картину жизни, растраченной в пустой борьбе за место под солнцем.

В спектакле, как и в пьесе, нет положительного героя. Есть горечь от потери подлинного в погоне за призрачным. На всякого мудреца довольно простоты, довольно и мудрости. Повторим же вслед за Пушкиным, что «ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума», и порадуемся за театр, позволивший нам это вспомнить!

Галина ГАНЕЕВА, зав. литературной частью Новокузнецкого драматического театра.

На всякого мудреца довольно простоты На всякого мудреца довольно простоты На всякого мудреца довольно простоты







(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz