А.Н. Островский
«На всякого мудреца довольно простоты» эскизы спектакля

Режиссер-постановщик - Ринат Фазлеев, художник - Роман Ватолкин, город Новосибирск

«Кузнецкий рабочий» 22.03.08
Дневник мерзавца

Вообще-то, сам герой комедии Островского "На всякого мудреца довольно простоты" Глумов говорит так: "Записки подлеца, написанные им самим". Но именно под названием "Дневник мерзаца" в 1957 году в Нью-Йорке шла пьеса нашего русского Шекспира, поставленная театром "Финикс". Широко известно, что весь мир знает Чехова и Достоевского, но вот что бытописатель купеческого Замоскворечья известен за рубежом, для многих будет удивлением. В 1941 году эту пьесу показал театр "Юнити" в Магдебурге, в 1958 "Литл тиэтр групп" выступил с ней в Базеле, и в том же 58-м комедия Островского увидела свет в Дели, артисты играли на языке хинди. Это данные "Театральной энциклопедии", выпущенной в начале 60-х годов. Островского (конечно, и другие его комедии) ставят постоянно и повсеместно. И уж, разумеется, без него не обходится российская сцена. Георгий Товстоногов, к примеру, впервые взялся за "Мудреца" в студенческие годы и не однажды ставил ее на протяжении своей жизни, причем в разных странах мира прежде, чем в родном БДТ. Как писал известный критик Лордкипанидзе, "Тема оказалась слишком живучей, если иметь в виду ее общий смысл, а не бытовые реалии".

Чем так притягивает эта пьеса? В ее центре не любовь. Объект мощной притягательной силы -деньги, их власть над человеком, более сильная, чем любовь. С такой остротой эта тема звучит разве что у Бальзака. Как и у него, у Островского обличительный пафос незаметным образом сочетается с глубоким психоло-тазмом, что и привлекает читателя и зрителя. В центре пьесы не дурачок Бальзаминов, гонявший с пацанами голубей, размечтавшийся с помощью женитьбы на богатой невесте стать состоятельным человеком. Егор Дмитриевич Глумов, наоборот, умен и талантлив. Выстраивая свой взлет по плану, он виртуозно пользуется каждым подаренным судьбой случаем. Подвела предприимчивого мудреца маленькая литературная слабость. Егор Дмитриевич вел дневник, сатирически описывая, выставляя в самом смешном и жалком виде тех, кому по жизни льстил, перед кем мелким бесом вертелся, тех, кого он так талантливо делал своими покровителями.

В общем, как назвал спектакль и этого героя режиссер Фоменко в своей сценической версии о Егоре Глумове, - "Наш человек". Жанр спектакля "На всякого мудреца...", только что вышедшего в нашем драматическом театре (режиссер-постановщик Ринат Фазлеев, художник - Роман Ватолкин, город Новосибирск), определили как памфлет. И эта художественно-публицистическая заостренность есть в первую очередь в сценографии.

Все население Замоскворечья перемещается, волнуется, проживает свою сценическую жизнь на зеленом сукне чиновничьего стола, где почти в человеческий рост подсвечник с оплывшей свечой, чернильница, пресс-папье. И персонажи, как марионетки, манипулирует которыми Глумов. Жаль, что образ марионеток, как и форма выражения, хоть и подходящая к данному спектаклю, далеко не новая в Новокузнецком театре (этот прием активно использовался в "Ричарде Ш", в "Гамлете"). К тому же крышка стола воспринимается как приподнятые сценические подмостки. Сценографический образ не работает в полной мере, хоть и читается с первых минут. Жестко и памфлетно, а потому спрямленно ведет свою роль Глумова Сергей Стаскж. Публицистика редко выигрывает на сцене -слишком быстро понимаешь, о чем речь. Как ни странно, именно поэтому герой Глумова в исполнении Стасюка очень современен, прямо-таки из наших дней, истинно "Наш человек". Этот эффект злободневности усиливает группа акцизных - мальчиков из театра "Юность", в костюмах, повторяющих одежду главного героя. Это танцевальная группа, в рисунке которой не только ритмы "Тодеса", но и "ползущие" движения, выражающие языком хореографии суть мерзавца Глумова. Мне кажется, не в каждой сцене убедительно присутствие акцизных, но это не так важно. Главное, эти танцы находятся внутри спектакля, а не являются, как часто бывает, вставным номером. Это зрительное размножение образа Глумова и делает спектакль динамичным и современным.

У персонажей, особенно у женщин, роскошные костюмы, которые подчеркивают бытопи-сательскую сторону автора. И Дмитрий Ромадин (Мамаев), и Елена Амосова (Мамаева), и Ирина Шантарь (Турусина), и Анатолий Коротицкий (Крутицкий), и Игорь Марганец (Городулин), и другие исполнители играют так, как чаще всего играли и играют Островского, то есть бытово и, я бы сказала, очень узнаваемо, на своих старых штампах. Наиболее интересна и убедительна Ирина Бабченко в роли матери Глумова. Современной показалась мне Машенька Ольги Любицкой, может быть, именно потому, что по своей неопытности актриса ничего вообще не играет. Но современная девица, которая "не промах" и своего не упустит, видна. При всех недочетах "На всякого мудреца довольно простоты" - одна из достойных работ театра.

Татьяна Тюрина.

На всякого мудреца довольно простоты На всякого мудреца довольно простоты На всякого мудреца довольно простоты



Скупка радиодеталей официальный сайт
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz