|
Кузнецкий рабочий 311215
Новый виток
Заслуженную артистку России (актрису НДТ) Ирину Шантарь можно назвать человеком года в области культуры за две
последние ее в уходящем году роли (мать в спектакле Петра Шерешевского “Господа Головлевы” и Гурмыжская в спектакле
Андрея Черпина “Лес”).
К этим ролям хочется присоединить роль матери мальчишки-наркомана из спектакля Рината Фазлеева “Семья вурдалака”,
премьера которого состоялась два сезона назад.
Ирина Ивановна - крепкая профессиональная актриса. И в ее репертуаре были и Гертруда в “Гамлете”, и Раневская в
“Вишневом саде”. Хороша она была и в “Дачниках”, первом спектакле, сыгранном ею в нашем городе, и особенно в роли
хорошенькой острохарактерной испаночки, бойко молотившей на своем языке в “Блэзе”. Оба спектакля поставил тогда только
что приехавший с ней из Астрахани главный режиссер Виктор Пивоваров, муж Ирины. Выпуская из театрального училища, ей
определили направление лирической героини. Но Шантарь - актриса вне амплуа. Она разная в своих ролях. Она многоплановая
актриса. И не должна бы удивлять коллег и зрителей, но ее последние три роли вызвали и потрясение, и восторг у тех и
других.
Мы довольно долго беседовали с Ириной. И, конечно, большая часть разговора не вошла в новогоднее интервью.
Итак, объявленный газетой человек года в номинации “Культура” - актриса городского драматического театра заслуженная
артистка России Ирина Шантарь.
- Самое-то интересное, Ирина, что вы родом из Новокузнецка.
- Да, родилась в Новокузнецке, в Байдаевке. Папочка у меня потомственный шахтер. А когда начали строить шахты в
Западном Донбассе, он взбудоражил всю семью и перевез нас на Украину. Мне было 11 лет. Я окончила украинскую школу,
владею украинской мовой, знаю украинскую литературу. После Днепропетровского театрального училища распределили меня
в Рыбинск Ярославской области. Там я встретила Пивоварова, и мы с ним, как жена с режиссером-мужем, по разным театрам
поездили. Новокузнецкий драматический стал нашим седьмым театром. Виктор принял здесь должность главного режиссера. А
я тут так и осталась после его смерти.
- Никита стал артистом.
- Да, сын окончил Новосибирское театральное училище. Распределился в Омский ТЮЗ и до сих пор там работает. Он там
женился на ведущей актрисе. У них родился сын Кирилл, который тоже любит театр.
- Наконец, перейдем к трем ролям, определившим новый виток вашего творчества. В “Семье вурдалака” вы так мощно играете
мать наркомана, что сердце захватывает. Откуда столько энергии, сил?
- Прежде всего меня очень волнует тема. Я не могу спокойно слышать об этих гибнущих молодых людях, которые попадают в
зависимость от наркотиков. Знаю женщину, у которой с сыном такая беда случилась. Спрашиваю ее: “Ты как?” Она отвечает:
“Никак. Борешься, борешься, а невозможно спасти”. Настолько это меня будоражит, что я не могу молчать.
- Вы играете там на разрыв аорты. Как после этого выживаете?
- Скажу, что все эти три спектакля очень осложнили мое здоровье. В “Вурдалаке” это только начиналось. Но Ринат
Муланурович работал в более щадящем режиме. Он видел, что я справляюсь, и не делал по два прогона в день. В
“Головлевых” надо было общую картину видеть, и режиссеру нужен был второй прогон в течение дня. И Андрею Ковзелю
это тоже очень тяжело далось. Но я всегда повторяю, что если у музыкантов есть скрипки, виолончель, а у художников -
мольберт и кисти, то наш оркестр - наше тело и душа. Мы играем струнами души, и никуда от этого не деться. Хочешь не
хочешь, если ты задаешь эту планку, думаешь, возьмешь ее или нет, но ты будешь пробовать. В этом отношении с
Шерешевским, да и с Фазлеевым, хорошо. Они подкидывают тебе идею, и если ты ее реализовываешь, то на следующей
репетиции - уже новая идея. Мне было приятно, что я оправдывала их надежды.
- В “Головлевых” вы играли не в рамках реалистического театра.
- Это действительно так. На протяжении всего спектакля мы пытались уйти от реалистического театра. Но не я играла, а
меня ставили в такие ситуации. В первом и во втором, и в третьем акте я полностью выполняю рисунок режиссера.
- А кто придумывал эти странные интонации вашей героини в первом акте “Головлевых”?
- Интонации мои. Мне говорят: “Сорокой можешь? Петухом можешь? А так?” Просили - я реализовывала.
- Как вы относитесь к “Головлевым”?
- Я очень люблю этот спектакль. Понимаете, к любому спектаклю, особенно удачному, относишься ведь не как к спектаклю.
Когда выходишь на сцену, начинается кусок твоей жизни. Во всяком случае, я так работаю. Это очень оригинальная
постановка, но мне не хочется даже произносить это слово “постановка”, потому что смотришь в глаза партнерам, и
настолько все убедительны, идет такая сцепка характеров.
- Как с Шерешевским работается?
- Мне нравится, что он уже с первых репетиций начинает простраивать спектакль. Ты уже защищен в каких-то мизансценах,
пытаешься войти в режиссерский рисунок, совместить со своим актерским. Это очень хорошо, потому что не плаваешь, нет
такого: “Давайте этюдиками поищем, не знаю, как будет”. Шерешевский знает, как будет. Я была очень рада, что после
“Головлевых” был “Лес”. Потому что тяжело было и морально, и физически. И вдруг совершенно полярная тема. Тут любовь,
активная женщина, которая добивается своего, богатая. И это меня просто перевернуло, окрылило. Я думала, как же все
получится, ведь времени мало - всего месяц. Черпин тоже “не ломает” актера, его индивидуальность. Мы сделали полный
разбор всех пяти актов Островского, щадяще к автору, и когда потом половину пьесы выбросили, все осталось в голове и
в биографии каждого персонажа. И сам Андрей Владимирович - молодой, легкий, заводной, тянущий за собой. И весь
спектакль получился легким и молодежным.
- Сейчас чем занимаетесь?
- Мне дали маленькую передышку, потому что начнется лаборатория по Маяковскому. Я надеюсь, что буду занята в каком-то
из отрывков.
Татьяна Тюрина
Валентин Волченков (фото)
|