Новокузнецкий драматический театр
Андрей Ковзель








Рейтинг@Mail.ru

Кузнецкий рабочий 310315

Москвичи аплодировали стоя

С фестиваля “Золотая маска” вернулся городской драматический театр. Как мы уже сообщали, наши артисты участвовали в дополнительной программе “Маска плюс” со спектаклем “Иванов”. Наше интервью с исполнителем заглавной роли Андреем Ковзелем.
- Андрей, прими мои поздравления и с Международным днем театра, поскольку мы беседуем накануне этого праздника, и с успешным выступлением на столичной сцене.
- Спасибо.
- “Маска плюс” - не конкурсная часть фестиваля, тем не менее не так легко было в нее попасть. Сколько спектаклей-претендентов отсмотрели критики?
- 849.
- А прошло сколько?
- 12 попали в официальную программу, 12 - в “Маску плюс”. 400 спектаклей вошли в лонг-лист.
- А это что?
- Ну, как бы лучшие спектакли.
- Где вы играли и как проходило ваше выступление?
- Мы играли в Театриуме на Серпуховке. Когда мы ехали на репетицию, проезжали мимо какого-то здания, закрытого на реконструкцию. И на нем висел огромный плакат со словами: “Здесь будет город-сад”. Мы все это приняли как хороший знак. Спектакль прошел хорошо, ну просто прекрасно. Единственное, что у нас было сложного, - были проблемы со звуком. Театр устроен по-другому, были проблемы с акустикой. Благодаря нашему и их звукорежиссерам все в итоге сладилось. У нас у всех была такая сосредоточенность, собранность, что спектакль прошел как дома. В любом случае, мы играли для зрителей. Был аншлаг. Реакции зала были в тех же местах, что и у нас в городе, зал смотрел, затаив дыхание, было так тихо, что, если бы упала бумажка, было бы слышно.
Александр Вислов на обсуждении сказал: “Вы заставили московскую публику аплодировать стоя. Это очень редкое явление”. Ну на самом деле встали очень многие. Обсуждение после спектакля прошло вполне нормально, конструктивно. Приходили дети с “Юности”, которые сейчас там учатся. Пока мы с Илоной с ними стояли, разговаривали, к нам подошли две зрительницы и поблагодарили “за прекрасный спектакль”. Шерешевский, который специально прилетел в Москву, сказал, что сыграли все правильно, про то, что он ставил.
- Андрей, давно тебя хотела спросить вот о чем. Пётр Юрьевич еще до постановки “Иванова” говорил мне, что ставит его как посмертный сон главного героя. И в спектакле ты очень часто не дейст-вуешь, а смотришь со стороны, то есть находишься в статике. Это особая трудность. Чувствуешь ты ее?
- Да, есть такая трудность, я как бы вынут из спектакля, что все как бы моими глазами увидено, но время от времени я вклиниваюсь и проживаю сцену. Сейчас мне уже это привычно. А поначалу... Я же люблю действовать на сцене. А тут нужно извне входить в это действие, как бы такое немного сомнамбулическое. Тем не менее мне очень нравится эта форма, она в какой-то степени новая для меня. Ценность спектакля еще в том, что все артисты, занятые в нем, его любят. Это очень редкое явление. Как-то так получилось, что во время репетиций не было у артистов вопросов, каких-то противоречий, что-то вместе искали.
- Актеры люди подневольные.
- Но тем не менее есть возможность для свободы, творчества. Я этому научился еще при Пермякове - внутри заданного режиссерского рисунка можно спокойно играть свой актерский рисунок так, что и режиссер будет доволен.
- Понятно. Актер не только исполнитель, не всегда глина, но и сотворец.
- Ну, с Шерешевским все сотворцы. Это его качество, он не навязывает.
- Я всегда удивляюсь, почему в спектаклях Шерешевского, какие я здесь видела, все артисты хорошо работают, хотя Пётр Юрьевич - режиссер достаточно демократичный. И все у него сотворцы. Как мне Женя Котин, играющий в “Иванове” всего один эпизод, говорил, что спектакль постоянно развивается.
- Как говорят? Мол, каждый спектакль идет по-разному. Это такая придуманная вещь на самом деле. Во всяком случае, за мои двадцать лет в театре у меня не было такого, чтобы каждый спектакль шел по-разному. Например, “Гарнир по-французски”. Он всегда идет одинаково, ну что-то плюс-минус. “Иванов” действительно каждый раз идет по-разному. И мы не можем понять, как он идет. Он всегда отруливает совершенно в другую сторону, в итоге все выравнивается.
- И смотреть ведь его можно много раз, что интересно.
- А люди ходят и смотрят по многу раз. Та же история была с “Гамлетом”. Люди ходили на него по 10 раз. Сколько он шел, столько ходили.
- Можно сказать, что Иванов - это главная твоя роль, любимая? Хотя у тебя роли все такие классные. Гамлет, Треплев, не буду приводить длинный список.
- Они все любимые. Есть, конечно, и нелюбимые, но мы не будем об этом (смеется. - Т.Т.).
- Однажды ты мне сказал, что в полноги ничего не играешь.
- Да. Стараюсь работать. Но есть такие роли... Ну, это просто, себя перевернув, идешь на сцену. Но вот с “Ивановым” особое дело. Перед другими спектаклями есть какое-то волнение, если сложный спектакль, например “Дон Жуан”, проверяешь в голове, что там как. Перед “Ивановым”, как Илона (Литвиненко, супруга Андрея и исполнительница роли Сары. - Т.Т.) говорит, “ментол в животе”. Так вот, “ментол в животе”, значит, холод, у нас у всех только перед “Ивановым”. Но это и молодой спектакль. Он вышел в прошлом году 20 марта, а 23 марта этого года мы играли его в Москве.
Теперь нам предстоит фестиваль малых городов в городе Дубны. Нам сказали, что мы не совсем подходим под эту категорию. Но куратор фестиваля известный критик Должанский хотел, чтобы мы со своим “Ивановым” там были.

Татьяна Тюрина
Валентин Волченков (фото)
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru