300313 Кузнецкий рабочий

Всё могут короли?

Новый спектакль народного театра “Зеркало”- трагикомедия Григория Горина “Кин IV”, - показанный за несколько дней до Международного дня театра в Театре металлургов, явился признанием режиссера-постановщика и руководителя коллектива Сергея Радыгина в любви к театру, как он сам выразился.

И действительно, любовь к искусству Мельпомены в любительских коллективах безоговорочна. За свое многолетнее существование народный театр не осквернил себя дешевой драматургической поделкой. В его истории только качественная драматургия, и к Дню театра режиссер Радыгин выбрал пьесу одного из лучших наших драматургов, где главных героев связывает любовь к театру. Один из них мечтал умереть в театре, что и сделал, упав на сцене замертво, в конце концов. Другой собирался умереть в ложе, уточним?-?королевской, поскольку этот второй - король Англии Георг IV - друг по юношеским забавам, поклонник и соперник великого английского актера Эдмунда Кина.

Странная это была дружба между королем и подданным. И дело не только в том, что королю всегда нравились женщины Кина, и, пользуясь своим положением, он делал их любовницами. Кин соблюдал субординацию, но как оскорбленный муж подал на развод. Король Георг IV претендовал на роль цензора. Он предложил артисту убрать в шекспировских текстах строки, которые могли бы скомпрометировать короля, потому что о его романе с женой артиста знал весь Лондон.

Главная тема трагикомедии “Кин IV” - художник и власть, и она вычерчена наиболее выпукло и в пьесе, и в спектакле. Артисты Александр Ищенко (Кин) и Дмитрий Зайцев (король) играют эту сцену остроумно и психологически точно. Из любви к автору, хорошей драматургии Сергей Радыгин в принципе не сокращает тексты. И потому первый акт у него идет час сорок. Наверное, надо играть динамичнее, ярче. Но темп придет, актеры разыграются.

Спектакль культурный, ансамблевый. Актеры хорошо говорят и двигаются. Главная удача - это, конечно, Эдмунд Кин в исполнении Ищенко. Его Кин - лирический герой, утонченный, изящный, остроумный, очень музыкальный. Он поет Соломону (Р.?Цевилев), исполняющему 5-6 ролей, то суфлера, то слугу, то еще кого-то (в пьесе Кин поет своему маленькому Кину), и его сердце раскрывается. Александр Ищенко не “играет скандалиста, опустившуюся личность” даже в конце спектакля. Поступки Кина, на рубеже XVIII - XIX веков казавшиеся экстравагантными, сейчас вряд ли кого смутили: подумаешь, подал герцогине пустой лист бумаги, наврав, что это письмо, и при этом посмотрел ей в глаза. Это ли не дерзость! Можно, наверное, играть эту роль и поразухабистей, с большим куражом. Но интересен именно этот Кин со своей тонкостью и даже деликатностью. Он может и взрываться, например, в сцене с женой (Ирина Малиновская), но все переходы психологического состояния актер оправдывает - он работает в технике акварели. Тем обиднее, что этот интеллигентный человек, тонкий артист находится в конфронтации с властью, королем, который считает себя другом и поклонником таланта, но стремится все время вносить в текст свои поправки. Невымирающая ситуация.

Григорий Горин любил театр и писал такие пьесы, в которых почти все роли выигрышные. Эти роли хорошо играются. Достойный партнер Александра?Ищенко - Дмитрий Зайцев. Роману Цевилеву я пожелала бы выстроить более точные взаимоотношения его Соломона с Кином, начиная с пролога, когда артист, играющий роль Кина, и суфлер живут в противоположных темпоритмах. Артист не хочет идти на сцену, он еще не проснулся, ему надо похмелиться. А Соломон - это сгусток энергии, он выпинывает товарища на подмостки. Вот этой энергии у Соломона пока не видно, хотя у артиста, казалось бы, есть все для роли. Анна Демби Ирины Малиновской во втором акте однолинейная. Хотелось бы каких-то оттенков в сцене скандала с мужем.

В общем, спектакль смотрится с интересом, и зал (замечательно, что он был почти полон) принимал новую премьеру театра “Зеркало” тепло.

Беда в том, что, работая над спектаклем несколько месяцев, артисты могут показать его только три раза. Это парадокс. Но народный театр металлургов не имеет возможности играть чаще, чем 1-2 раза, на сцене Театра металлургов.

Татьяна Тюрина
Анна Шаманаева (фото)
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz