280913 Кузнецкий рабочий

Иногда выходит боком

“Санта-Лучия” в исполнении звонкоголосого Робертино Лоретти, любимого певца советских людей конца шестидесятых, так тесно привязывает к нашей истории, что странно выглядит в сочетании с построенным на сцене итальянским интерьером, открытыми окнами и балконом, за которыми холмы с итальянскими домами и домиками.

И появляются обитатели этого городка то там за балконом, то проходят по авансцене из одной кулисы в другую. Так начинается спектакль “Авантюристы”, премьерой которого драматический театр открыл свой 81-й сезон. Режиссер-постановщик Ринат Фазлеев объединил пьесы Эдуардо де Филиппо “Риск” и “Цилиндр” в одну историю.

Сценография Романа Ватолкина функциональна, многоярусна и многопланова, чем особенно выразительна. Когда карнавал - способ существования, улицы превращаются в нескончаемый театр. И режиссер с художником водружают кровать?- основное место действия в “Цилиндре” и главный элемент трюка жуликов не где-то сбоку, под лестницей, как в ремарке автора, а в центре сцены, и задергивается эта спальня шторой, как театральным занавесом, который в нужный момент открывается.

Эдуардо де Филиппо - классик итальянского театра 60?- 80-х годов. Актер и режиссер, драматург он сочинял свои пьесы в эпоху неореализма в итальянском кинематографе. Его пьесы крепко привязаны к тому времени. Это “Ревизор” Гоголя можно играть в костюмах XIX века, и будет звучать и смотреться как сегодняшний день. Или любая пьеса Островского про власть денег...

Впрочем, тема денег, богатства интересовала и Эдуардо де Филиппо. Два года назад в наш город приезжал на летние гастроли театр с Урала, и в его афише был спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо “Неаполь - город миллионеров” в постановке итальянского режиссера. Скучноватая получилась комедия, возможно, потому, что постановщик не сумел преодолеть несколько архаичный материал.

Спектакль Рината Фазлеева повеселее. Свою инсценировку он начал фрагментом “Риска”. Муж (Анатолий Нога) с женой (Елена Амосова) ссорятся, и муж время от времени стреляет в супругу, и та падает на стул, ее тело обмякает, через секунду она понимает, что жива, что ей повезло. Выстрелы повторяются с каждым новым поводом, повторяется мизансцена. Фишка в том, что револьвер мужа без боевых патронов. Артисты с первых минут играют сцену на высоком комедийном накале и весь эпизод со стрельбой проходит как остроумная клоунская реприза. Даже не могу сказать, кто из них лучше - Нога или Амосова. Оба колоритны и темпераменты.

Появляется молодой человек (Александр Шрейтер), и хозяин сдает ему комнату, ту самую спальню, задернутую занавесом. И начинается эпизод из “Цилиндра”. На открытом балконе молодая женщина в купальнике моется из кувшина, как бы нечаянно соблазняя мужчин (Екатерина Казанцева). Каждая добровольная жертва по приглашению купальщицы входит в дверь (это уже на авансцене), женщина просит денег и, получив, открывает штору. На кровати в позе покойника лежит ее муж, в руках цветы. Ей не на что его похоронить, объясняет женщина. Очередной неудачный любовник сбегает, оставив деньги. Вот такое кино. К сожалению, заявленный первой супружеской парой темп в начале действия в этой сцене теряется. Актрисе не хватает выразительных комедийных красок, тонких психологических переходов. Шрейтер более интересен и убедителен. Его герой - этакий мямля, который только и может изображать покойника, а потом курить, пока разоблаченной в шулерстве жене приходится идти за шторку отрабатывать деньги, заплаченные богатым вдовцом, этаким резонером (именно так непонятно почему его играет Вячеслав Туев).

При том, что спектакль нуждается в дальнейшей шлифовке художественных образов, это одна из лучших за последние два сезона работ театра.

Татьяна Тюрина
Сергей Косолапов (фото)
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru