Роман Феодори
|
26.04.2012 Кузнецкий рабочий
Этот спектакль будет революционным
Специальный приз жюри на Всероссийском театральном фестивале “Золотая маска” получил спектакль “Мамаша Кураж и ее
дети” Барнаульского театра драмы. Это событие относится к Новокузнецку вдвойне. Во-первых, спектакль “Мамаша Кураж и
ее дети” новокузнечане смотрели в июне во время Театрального марафона. И это был явно лучший спектакль из всех
показанных театрами трех городов. Во-вторых, режиссер-постановщик “Мамаши Кураж...” Роман Феодори в данный момент
ставит на нашей сцене пьесу Мольера “Дон Жуан”. Естественно, встретившись с Романом с целью поговорить о будущем
спектакле, я начала с поздравления и восторгов в адрес “Мамаши Кураж...”.
- Спасибо. Мы сами в шоке. Мы не ожидали. Вы же знаете, какие там театры были представлены. У нас вполне достойно
прошел спектакль в Москве. Известно, когда театр из небольшого города выдвигается на какую-то серьезную премию, то
чаще всего происходят серьезные провалы. Если Москва или Питер выдвинули свой спектакль, они просто в очередной раз
его сыграли. К ним приехали члены жюри и посмотрели. А когда театры из маленького провинциального города едут, то
артисты тянут за собой шлейф ответственности. Они едут защитить честь и достоинство, показать, что они тоже есть на
этой земле. И вот это все сказывается на качестве спектакля. Они слишком старательно относятся, и это мешает. Мы
решили, что для нас это еще один повод поговорить о теме спектакля, которая нас всех очень волнует. Была куча
накладок - со светом, со звуком, со всем, чем угодно, но артисты собрались и действительно говорили о той теме,
ради которой все это затевалось. И, мне кажется, это избавило их от лишней ответственности.
- О какой теме вы говорили?
- Мы решили пойти за драматургом прямо, никуда не сворачивая. Тема очень простая. Компромисс - первый шаг к смерти.
Если мы допускаем возможность примирения с несправедливостью, мы сами и вершим ее. Мамаша Кураж согласилась на то,
чтобы торговать войной, пошла на сделку с совестью, и постепенно она потеряла все, что у нее было. Брехт в 1939 году
писал такое, как он считал, серьезное предостережение, он чувствовал, что грядет что-то страшное.
- Вы были главным режиссером Барнаульского театра. Сейчас вы в Красноярске главный режиссер ТЮЗа, а живете в
Петербурге?
- Сам я с Урала. В Петербурге учился и очень долго жил. Сейчас переехал в Красноярск. Там провожу определенное
количество времени. Если где-то ставлю спектакль, то уезжаю, а возвращаюсь в Красноярск. Там у меня квартира. Там
у меня труппа. Там у меня замечательный театр. Здесь начинали Камо Гинкас, Генриетта Яновская. Это здание с
историей.
- Поговорим о “Дон Жуане”. Вы название взяли или вам предложили?
- Мы очень долго договаривались, больше года приходили к консенсусу. Очень обаятельный у вас директор
(М.А.Евса. - Т.Т.). Только благодаря ее личному обаянию и какой-то расположенности мы и сговорились. Долго
выясняли, что нам лучше взять, и остановились на Мольере. Мне лично всегда интересно работать с классикой. Мне
кажется, история, написанная 600 лет назад Мольером, сегодня может быть актуальной, интересной.
У нас будет некая революционность в замысле. Пока не знаю, как она получится, но думаю, что таким образом еще не
вскрывали эту пьесу.
Обычно “Дон Жуан” - это уставший от жизни, ищущий смерти красавец. Мы разобрали пьесу по-другому, и нам пока
материал не сопротивляется. У нас Дон Жуан?- это молодой, зеленый пацан, со своими очень устойчивыми принципами.
Человек, который порочен в своих суждениях, но мир вокруг него еще более порочен. Единственное, чего нет в Дон
Жуане, - это лицемерия. Вранье, ложь, лицемерие раздражает этого человека. Он не может с этим мириться. У нас будет
такой Дон Жуан.
Сганарель - это такой наставник Дон Жуана. Учитель и ученик.
- И кто этот ребенок?
- Думаю, это первая большая работа Евгения Лапшина. Посмотрим, что из этого получится. Мне кажется, что это очень
талантливый парень. Конечно, он еще не очень опытный. Я вижу в нем не паханное поле таланта, обаяния, человечности,
внутренней красоты, цельности.
Роль Сганареля играет тоже, на мой взгляд, очень хороший артист - Артур Левченко. И вообще мне нравится команда,
которая собирается. Есть интересный замысел, что все женские роли играет одна актриса - Мария Захарова, а все
мужские роли - Вячеслав Туев.
У нас будет такая история. Условно говоря, все женщины в жизни Дон Жуана- это его мама. Все мужчины в его жизни -
это его папа. И отсюда мы начинаем раскручивать, как человек стал таким, что его таким сделало. Мы ведь знаем, что
все наши комплексы или достоинства идут из семьи, от родителей.
- Как зрители будут разбираться, если одна и та же актриса будет играть несколько ролей?
- Я очень надеюсь, что артисты покажут мастерство перевоплощения. Задачи всегда надо ставить трудные, иначе будет
неинтересно.
Хочу сказать несколько слов о постановочной группе. Со мной приехала Татьяна Безменова, хореограф. Она из Москвы.
Мы с ней очень много работали. Она не хореограф и не балетмейстер в чистом виде. Она - режиссер по пластике.
Сценограф - Кирилл Мартынов из Петербурга. Художник по костюмам - Даниил Ахмедов из Москвы. Мы с ним делали
спектакли, которые вы видели на Театральном марафоне. Мы девять лет с ним вместе работаем.
И еще. Мне нравится репертуарная политика в вашем театре. У вас много классических произведений. Вот на чем я
настаиваю всегда: не надо брать некачественную драматургию. Не надо принижать уровень зрителя, говорить, что он у
нас провинциальный, не очень умный. Это бред. Зритель везде одинаковый. Наш зритель тоньше, чем думают люди вокруг.
И Шекспир, и Мольер, качественно сделанные, могут собирать залы и не быть “антрепризой”.
Татьяна Тюрина
Валентин Волченков (фото).
|