Новокузнецкий драматический театр
Семен Цибрюк








Рейтинг@Mail.ru

230313 Кузнецкий рабочий

“Дом” Евгения Гришковца

За событиями фестиваля профессиональных театров мало кто заметил постановку театром SV пьесы Евгения Гришковца “Дом”.

Я напомню, что SV, возникший в русле общероссийской, я бы сказал, потребности в так называемой “новой драме” в противовес натершему мозоли разнообразных клише “традиционному” театру, до сего дня специализировался на пьесах Гришковца. И вот новая постановка по нему же. Но это уже пьеса не для одного или двух актеров, что у SV выходило, на мой взгляд, замечательно, а для целого ансамбля исполнителей.

Замечу, что показ был пробным, в том числе как раз и для того, чтобы посмотреть в живом деле учащихся студии при театре, составивших труппу спектакля. И далеко не все они этот экзамен сдали. Думаю, прежде всего по причине жестокого волнения (у одной из актрис руки ходили ходуном). Когда тебя трясет, то тут не забыть бы текст вообще: не до импровизаций, которые порой помогают профессиональным актерам совладать с “забывчивостью”. Рецепт от этой “болезни” прост: надо чаще выходить на люди.

Но главное - понимать пьесу, ее идею, вжиться в роль. А вот как раз с этим было далеко не все в порядке. На мой (очень, конечно, спорный) взгляд, это произошло и по причине не самой захватывающей текстовой основы пьесы Евгения Гришковца. Ее герой, сорока пяти лет отроду, добился в жизни пусть не впечатляющего, но успеха: он врач, имеющий частную практику. Теперь он хочет купить дом - это другое качество жизни, другие ощущения. (Объяснение слабое, но других не предлагается.) Проблема в том, где взять деньги.

Собственно, все содержание пьесы сводится к диалогам героя с богатыми (еще более успешными) друзьями, которые, изучив ситуацию, на манер Станиславского, ему отказывают: не верю, мол! - и подробно перечисляют невыгоды его мечты. Увы, эта не особенно впечатляющая схема никак не оживляется начинкой диалогов, в которых - впервые у Гришковца?- нет, пожалуй, ни одной запоминающейся фразы, зато перебор разного рода фальши: “Я, милый, всегда на твоей стороне!” (это жена героя).

Меня это не цепляет. Зацепила ли студийцев - взволновала ли проблематика пьесы? Мне показалось, что нет. Волнение плюс вот это непонимание и приводило, за редкими исключениями (а они были), к просто проговариванию текста.

Кстати, Иосиф Райхельгауз, поставивший спектакль “Дом” в Школе современной пьесы, столкнулся с теми же трудностями и, как пишут, спас его от провала, превратив в своеобразное ток-шоу. Он рассадил всех актеров на сцене - к ним, выхватываемым софитами, попеременно обращается главный герой. Но этого мало: Райхельгауз перенес действие в зрительный зал, устроив спектакль-диспут и добавив видеосюжеты о благости загородной жизни и городской толчеи. То есть расширил замысел автора.

Директору и режиссеру театра SV Семену Цибрюку пришлось преодолевать малоопытность своих исполнителей плюс решать чисто постановочные проблемы, заложенные (как бомба) самим Евгением Гришковцом. Пробный прокат спектакля показал, что он нуждается в доработке.

Однако не будем спешить с выводами. Работа над ошибками идет полным ходом. Но нас в этой ситуации радует тот факт, что SV, на какое-то время потерявшийся из виду, вернулся на сцену.

Савва Михайлов
Фото автора
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz