Кузнецкий рабочий 201115

Дальше в лес, больше дров

“Уже ради этих двоих стоило сюда прийти”, - услышала я за спиной мужской голос, когда после премьеры спускалась в раздевалку. Мужчина так кратко передал свое впечатление своей спутнице. Возможно, он не завсегдатай театра и на спектакль жена уговорила его прийти, мужчин в театральных залах во всех городах значительно меньше, чем женщин.

Но этот зритель принял послание режиссера, точно определившего ведущую тему спектакля, премьера которого только что состоялась в драматическом театре.

Главный режиссер театра Андрей Черпин поставил комедию отечественного драматурга Александра Островского “Лес” (художник Анастасия Юдина), о чем газета уже сообщала. И поставил ее об артистах, хоть и незадачливых, но симпатичных, считающих за большое счастье выходить на сцену, особенно когда нет работы.

В спектакле и в пьесе единственный порядочный человек, как говорится на театре, положительный герой - актер Геннадий Несчастливцев (Артур Левченко). Какой еще псевдоним может взять себе хороший человек? Настоящая фамилия его - Гурмыжский, он, промотавший свое состояние дворянин и племянник богатой помещицы, вдовы и потому женщины свободной Раисы Павловны (Ирина Шантарь).

Мы так много сегодня видим и на сцене, и на экране плохих людей, что с радостью встречаем персонажа, совершающего благородные поступки. Истосковались уже по ним. Именно такими качествами наделяет Островский актера, человека театра. Не имеющий денег на хлеб Несчастливцев “зарабатывает” их исключительно актерской игрой, но в жизни, а не на сцене, и отдает их двоюродной сестре Аксюше (Мария Захарова) на приданое.

У Артура Левченко Несчастливцев не ходульный персонаж. Положительных героев не любят играть актеры, их трудно воплощать “живыми”, естественными, драматурги обычно не дают для них ярких красок. Но у актера хорошей органики Левченко Несчастливцев и “живой”, и естественный. Артур Левченко представляет лицедея, который за неимением возможности показать себя на сцене постоянно играет в жизни, но не заигрывается.

Начинается спектакль с мощной симфонической музыки, звучащей при закрытом занавесе. Потом уже, по ходу действия будут включаться и современные песни, исключительно на английском языке, что сегодня на сцене как необходимое музыкальное сопровождение, может, и не всегда обязательное.

Первым в изрядно поношенном пальто появляется на авансцене, еще перед закрытым занавесом Несчастливцев и читает свое письмо тетушке. Он присылает ей их из разных городов России, ни в одном он не просит денег, просто ближе людей у него нет.

Когда открывается занавес, мы видим пустую сцену с черными кулисами, черным задником. Такой классический черный кабинет. Торжественно и величественно. Через некоторое время начнут монтировщики приносить сюда стол, стулья, скамейки, то есть заполнять декорацией. Руководить процессом будет седой человек, прилично одетый. Не то режиссер, не то помреж (прием не новый даже в нашем театре). Когда он опять выйдет на сей раз с подносом и вином для Гурмыжской (Ирина Шантарь) и ее гостей, поймем, что это мажордом Карп (Анатолий Смирнов).

Но перед этим эпизодом встретятся два безработных актера Счастливцев (Олег Лучшев) и Несчастливцев на кастинге. Один “из Керчи в Вологду, другой из Вологды в Керчь”. Эту фразу, кажется, знают даже нетеатральные люди. И, конечно, никаких кастингов в позапрошлом веке не было. У Островского они просто встречаются где-то на перепутье. И он из тех авторов, что в силу своей гениальности всегда современны. Андрей Черпин приближает к нашему времени и персонажей, и события. И делает это с метким попаданием в сегодняшний день.

- Вы свободны. Вам позвонят, - звучит в записи голос невидимого ассистента. И два неудачника отправляются к тетке Несчастливцева, благо что ее имение недалеко и она богата. Но не настолько добра, чтобы принять оборванцев. И друзья по несчастью придумывают для нее свой спектакль. Аркаша Счастливцев в исполнении эксцентричного Олега Лучшева еще менее удачлив, еще более несуразный, чем его товарищ. Вдвоем они выглядят как клоунская пара, как Пат и Паташон.

В спектакле, как и в пьесе, несколько переплетенных линий. Островский жил в то время, когда в России зарождался капитализм. И тема власти денег проходит по его произведениям красной линией. И вот такое совпадение. У нас этот капитализм возрождается, у нас, как мы говорим, рыночная экономика, но рынок хамский, о чем уже давно и много пишут и говорят. И, конечно, торговец лесом Восьмибратов, явившийся к Гурмыжской купить участок леса, в исполнении Александра Шрейтера этакий “новый русский”. Он вышагивает, ритмично вытягивая голову вперед, по залу, рядом со сценой, поднимается на ее подмостки и начинает торг.

И он, и Гурмыжская - деловые люди, обоим палец в рот не клади. Деньги - большие купюры - как самая большая ценность в центре. Их считают и пересчитывают аккуратно, чтобы не ошибиться. И тогда и сейчас, в новую эпоху “возрождения” деньги - главная идеология, к ним относятся с благоговением. Очень выразителен и точен в этой роли Александр Шрейтер.

Третья линия в спектакле - неуемная вспыхнувшая страсть к молодому человеку, безродному, но очень ловкому Алексею Буланову (Андрей Грачев). От внезапно нахлынувшей любви к пацану, годящемуся ей в дети, у стареющей Гурмыжской “сносит крышу”. Она вдруг становится блондинкой, ведет себя как девчонка, Алексей учит ее играть в теннис. И она - в белой блузочке, белой короткой юбочке, жестоко затянутая в корсет - весело машет ракеткой. Знакомая картина? Прямо из нашей жизни. Ирина Шантарь очень точно передает все психологические тонкости в сложной роли. Влюбленная девчонка в возрасте далеко за пятьдесят, репетирующая свое поведение перед ожиданием романтического свидания, и хваткая хищница, жадная, любящая деньги - это все она. Ни одного грубого перехода из одного состояния в другое нет у артистки, все тонко, филигранно. Великолепная актриса Ирина Шантарь. Хорошая работа и у Андрея Грачева. Он лаконичен в выразительных средствах.

Комедия Островского в исполнении новокузнецкого театра несет, как мне кажется, сатирический оттенок. Спектакль динамичен, смотрится легко и весело, только потом, когда отсмеешься, тебе становится грустно от нашей жизни.

Татьяна Тюрина
Сергей Косолапов (фото)
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru