Кузнецкий рабочий 120414

Не странная, а просто щедрая

Сюжет еще не так давно любимой театрами страны пьесы “Странная миссис Сэвидж” Джона Патрика довольно прост и не так уж надуман. Миллионерша Этель Сэвидж (Вероника Березнякова) все свое огромное состояние оставляет благотворительному фонду. Да и всю свою жизнь она тратила большие деньги на бедных людей, нуждающихся в помощи. И все было бы без проблем, если б не ее взрослые алчные дети, заметим, не родные по крови: ее падчерица Лили-Бэлл (Илона Литвиненко) и пасынки Сэмуэлл (Игорь Марганец) и Тит (Игорь Омельченко).

Возмущенные поведением мачехи, они оформляют ее в сумасшедший дом. В “Тихую обитель” она приходит с плюшевым медведем и не выпускает его из рук. Чем не сумасшедшая?! Знали бы ее детки, что именно в нем зашиты ценные бумаги на сто миллионов.

Драматические истории из-за наследства, распри родственников всем известны не только по литературе. Наверное, каждый человек вспомнит такую неприглядную историю из жизни. И пусть там счет идет не на миллионы, а всего лишь на квартиру или дачу, страсти те же, шекспировские. Так что по сути эта тема вечная и всегда современная, и уже потому близкая нам.

На программке написано: “Поучительная история в двух действиях”. Но замечательно то, что режиссер-постановщик Александр Баранников никого не поучает, а ставит красивую, трогающую сердце мелодраму.

Первым номером в спектакле, конечно, идет Вероника Березнякова, и не потому, что это ее бенефис (заметим, очередной, но, кажется, самый лучший или один из самых лучших), а потому, что перед нами мастер. А это значит, что, имея за плечами не один десяток великолепных ролей, и трагических, и комедийных, острохарактерных, актриса совершенно новая в этом спектакле. Даже голос ее звучит по-другому. Она появляется в “Тихой обители” мягкая, безропотная. Человек, психически совершенно здоровый и остроумный, и добрый, она так душевна с каждым из этих психически ненормальных людей, несчастных обитателей этого богоугодного заведения (заметим, американского), что они сразу начинают любить ее.

Миссис Сэвидж очень естественна в этой противоестественной ситуации. И актриса как-то очень акварельно играет эти сцены, неслышно передвигаясь, вникая в вопросы каждого. Она словно неформальный лекарь. Она разговаривает с ними не как с больными, не с высоты своего здорового разума.

Поначалу эти больные кажутся мне на одно лицо. Их передвижения по сцене, манера двигаться и говорить вызывают недоверие. С первой минуты создается ощущение, что о поведении и образе психических больных режиссер знает только по фильмам. Возможно, не лишними были бы консультации профессионального психиатра. Более четко очерченная в этой компании роль миссис Пэдди у Татьяны Качаловой. С появлением в “Обители” миссис Сэвидж и пациенты клиники становятся живее и убедительнее.

Зловещим аккордом в эллегическую мелодию врываются хваткие и бессовестные наследники миссис Сэвидж. Все три актера играют ярко, эффектно и на грани с гротеском, даже с карикатурой. Миссис Сэвидж виртуозно устраивает им розыгрыш, и все трое попадают в нелепое положение. Эта троица больше походит на сумасшедших, чем настоящие пациенты клиники.

Исполнители действующих лиц этой пьесы в общем убедительны, особенно хорош в роли доктора Эмметта, главного врача клиники, Анатолий Смирнов. Великолепная актерская работа. Смирнов играет интеллигентного человека, честного доктора и играет очень интеллигентно и тоже как-то по-новому. Замечательный артист.

Мне кажется, и сам спектакль поставлен и сыгран интеллигентно. Ни режиссер, ни актеры нигде не впадают в сентиментальность. Из этой истории ведь можно было такую “мыльную оперу”, такую “залепуху” сделать.

Спектакль заканчивается эллегически: красивая, статная миссис Сэвидж уходит из обители вдаль, в синеву неба (сценография Романа Ватолкина). Наверное, таким бескорыстным миллионерам не находится места на земле. А жаль.

Татьяна Тюрина
Сергей Косолапов (фото)
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru