|
10.01.2012 Кузнецкий рабочий
Не гонюсь за славой
Артист драматического театра Евгений Любицкий получил именную кузбасскую премию Боброва. Я посчитала это
событие хорошим поводом для очередного интервью с Евгением. Женя - один из моих любимых артистов, и я,
естественно, не однажды беседовала с ним о его жизни в театре.
- Итак, Евгений, первый вопрос: за что такая большая премия?
- За какой-то вклад. Ничего конкретного. В моем представлении эта премия дается за какой-то определенный
творческий путь. Может быть, играет роль количество проработанных лет.
- И сколько их?
- Тринадцать.
- Замечательное число. Чем интересен этот сезон или уходящий год для тебя?
- Мы съездили на фестиваль “Кузбасс театральный” с “Дуэлью”. Потом еще было у меня участие в фестивале со
спектаклем “Кроткая”. Это было в Старой Руссе и Великом Новгороде. Как обычно, работа. Все интересно. Главное,
в ушедшем сезоне я почувствовал в себе внутренний рост. Мне как-то стало все равно, как ни странно, есть ли
награды, даже новые роли, потому что все время не складываются отношения с режиссерами, и поэтому стараюсь
работать самостоятельно. Мне показалось, что, когда начинаешь работать самостоятельно, происходят внутренние
поиски и приходишь к каким-то открытиям, которые режиссеры не видели, что ли, в тебе. И это профессиональное
приобретение, когда мы работали “Кроткую” и сейчас пытаемся работать с женой, актрисой Ольгой Николаенко, над
самостоятельными проектами. У меня возникает ощущение какого-то роста, а когда я встречаюсь потом с режиссерами
на площадке, все куда-то пропадает. И они ничего не дают, а все, что даю я, они отметают (смеется. - Т.Т.).
Последний пример. Мы репетируем детектив, у нас, точнее, у меня лично не складывается взаимопонимание. Поэтому,
что выйдет, не знаю.
- Может, мешают взаимопониманию твои занятия режиссурой?
- Нет. Я освободился от этого комплекса. Я совсем не режиссер. Просто работаю над собой и стараюсь вглядываться
в себя. И мне кажется, что это не то, что я внутри режиссерского рисунка не хочу существовать. Я как раз
принимаю чужой рисунок, верю режиссеру, но начинаю чувствовать противоречия внутри его трактовки. И возникает
диссонанс в работе. А свой спектакль внутри режиссерского я принципиально никогда не ставлю, хотя меня часто
именно в этом обвиняют. Наоборот, пытаюсь развить их предложение, а вот что получается... Но часто ничего не
получается.
- На самом деле получается много. Начнем с “Кроткой”. Ее многие не видели, и я в том числе.
- Этот спектакль задумывался как альтернативная работа. Хотелось понять, как рождается спектакль. Мы показали
его. Нас приняли. И даже отправили нас с ним на фестиваль, куда мы с успехом съездили. Правда, это был камерный
фестиваль в Старой Руссе, где все тихо, спокойно, где Достоевский сочинял свои последние произведения.
- Как вы там прозвучали?
- В общем, все нормально сложилось. Конечно, трудно совмещать разные функции. Я отвечал и за постановочный ряд
и был актером. Мне пришлось менять структуру, потому что там было другое пространство. Но вышло все неплохо.
Нас похвалили за оригинальность задумки.
- Но ничего не дали.
- Нет, ничего не дали.
- Взяли все себе?
- Ну да (смеется, - Т.Т.). Нет, они дали какой-то приз городу Челябинску. Был действительно хороший
спектакль.
- Поговорим о Лоевском. Что в этом образе такого, что он у всех вызывает сочувствие? Хотя герой не так уж
симпатичный.
- Думаю, что структура чеховского произведения влияет в первую очередь. В современной драме уже ощущаешь
ограниченность авторского вложения, и очень сложно создать образ, которому будет сочувствовать зритель. А
играя Чехова, ощущаешь, что именно он тебя ведет. Хотя один и тот же режиссер и в “Дуэли” и в “Полароидных
снимках”, одни и те же приемы. А чеховская интонация уводит куда-то тебя, и ты невольно начинаешь сочувствовать
герою. Соответственно и зритель сочувствует мне.
- Говорят, в “Снимки” ты ввелся за четыре дня. Это так?
- За пять, но в последний день был уже прогон. Дня три осваивал текст и параллельно репетировали сцены. Я
сложно отношусь к материалу. Мне больше нравится, что спектакль проходит в зрительском окружении. Очень
нравится работа художника. Эти потолки, стены, лампы. Нравится музыкальный ряд. Все это создает необычную
атмосферу, в которой можно играть что угодно, даже современную драму, которая нам всем знакома. Это жизнь наша.
Она приближена и дает другое ощущение. Может, в этом и возникает соединение театра и улицы.
- У тебя хорошая работа была в спектакле “Волки и овцы”. Беркутов. Роль на сопротивление?
- Нет, я никогда не сопротивляюсь. Всегда пытаюсь понять. У меня нет ощущения: “это совсем не мое”.
Распределение делал Шерешевский на роль Беркутова.
- Я давно поняла, что Шерешевский считает Любицкого очень хорошим актером. И дает роли артисту, который все
сделает как надо. И в “Снимках” так же. Ну а что в будущем?
- Самостоятельно планируем новую работу к 9 Мая, связанную с темой нацизма. Планируется фестиваль “Сибирский
транзит”, куда повезут “Снимки”. И гастроли.
- У тебя подряд несколько удачных ролей. Есть ощущение славы?
- У меня нет такого ощущения, потому что далек от этого в принципе. Когда воспринимаешь театр внешне, то
становишься злым, гонишься только за славой и уходит внутреннее. Мне дороже это внутреннее. Приятно, конечно,
получать премию. Я, наверное, заслужил. В то же время есть коллеги, которые тоже заслужили, и постарше и
поопытнее. Главное, чтобы премия не стала яблоком раздора.
- Этого нет?
- Вроде как нет.
Татьяна Тюрина
|