Олег Павловец
|
07.04.2012 Кузнецкий рабочий
Московские каникулы новокузнецких лицеистов
С 20 по 24 марта в Москве в образовательном учреждении “Класс-центр” проходил семинар-практикум театральных школ
Москвы, посвященный системе дополнительного образования.
Различные семинары у нас проходят традиционно по всей стране, и новокузнечане нередко присутствуют на них в том или
ином качестве. В данном случае мне показалось интересным то, что на семинар театральных школ из нашего города
отправились представители школы общеобразовательной, причем девяносто процентов делегации составляли школьники.
Поехали в Москву пять ребят из театральной студии “Фантазеры” лицея № 104, - все, кто занят в спектакле “Московские
каникулы”. Повез их руководитель, он же постановщик спектакля, Олег Леонидович Павловец. Сразу скажу, что спектакль
“Московские каникулы” он сначала поставил в лицейской студии, а потом уже сделал вариант в театре-студии “Юность”.
Свой первый лицейский вариант он и показал на семинаре в Москве.
Мы приехали в лицей, когда одиннадцатиклассники еще были на занятиях и впечатлениями о поездке начал делиться Олег. Мы
с ним много лет знакомы, можно сказать, друзья, хоть и видимся редко. Я не перестаю удивляться организаторскому
таланту этого человека.
- Олег, начнем с предыстории. Как вы познакомились с директором “Класс-центра”?
- В 1994 году Сергей Казарновский был президентом Международной ассоциации “Театры, где играют дети”. И тогда он был
главным координатором нашего первого Международного фестиваля, проходившего на сцене Новокузнецкого драматического
театра, а я был директором театра драмы. А Казарновский привозил на наш фестиваль свой “Класс-центр” с двумя
спектаклями?- “Эники-бэники” и “Ромео и Джульетта”. Но самое интересное, что сейчас, когда мы встретились, атмосфера
того фестиваля до сих пор живет в нем. И он стал вспоминать, как все это было двадцать лет назад. Мы с ним не
прерывали контактов. Я приезжал к нему в “Класс-центр” не один раз. И, когда в декабре я был в Москве, Сергей
пригласил меня на этот семинар. Я должен сказать, что администрация лицея пошла мне навстречу.
“Класс-центр” Казарновского сегодня лидер в развитии неформальных способностей ребенка. В их школе наряду с химией,
физикой, географией в учебном расписании стоят такие предметы, как мастерство актера, сценречь, сцендвижение, танец,
вокал.
“Как же это можно в образовательной системе?” - спросила я его. “Я к этому шел четырнадцать лет”, - ответил он.
Шестнадцать лет самому центру, который он, по сути дела, построил из какой-то старой школы. Не сказать, что там
какой-то “суперевроремонт”, но там так уютно и интересно. И шестнадцать лет он реализует свою программу и считает,
что она помогает гармоничному развитию личности. Ведь свою судьбу с театром связывают потом немногие, все в основном
уходят в разные профессии, но как эти ребята себя свободно держат, как они умеют общаться, как они говорят.
В первый день мы у них смотрели “Вестсайдскую историю”. Мне было интересно уже потому, что этот мюзикл у нас в России
почти не имел сценической истории. Года два тому назад его поставил молодежный театр “Глобус”. И вот школьники. Я не
скажу, что увидел какие-то актерские открытия. Но ребята великолепно поют на английском языке. Они получают от своего
пребывания на сцене удовольствие. Они существуют в природе мюзикла. Они осмысленно всё делают на сцене.
А затем мы присутствовали на открытом уроке “История одной дуэли. “Евгений Онегин”. Это то, о чем мы мечтали когда-то
в Новокузнецке и пытались делать во 2-й школе. Я говорю о “Театральной педагогике”, которая десять лет просуществовала
и бесславно скончалась.
К уроку программка. На корочке название и пояснение: “Присвоение материала”. На развороте план урока. Задание
первое - “Завязка”. Чтение наизусть, коллективный рассказ и так далее. Декораций нет, костюмов нет. Все исполнители в
современной одежде. Как обозначить деревню, где скучал Евгений? Из разных концов сцены раздалось: “Ме-е-е, бе-е-е”.
Вот и деревня. В сцене “Именины Татьяны” актерский пересказ события. Речевая импровизация. 45 минут урока пролетели
как мгновение.
“Так и мы хотели бы изучать “Онегина”,- сказали мне мои ребята после открытого урока.
Нам дали возможность побывать в школе-студии МХАТ. Посмотрели курс Константина Райкина, а другая половина группы
сходила на “Три сестры” - дипломный спектакль в Щукинском училище.
- Как прошел ваш спектакль?
- Лицейский вариант “Московских каникул” камерный. Никаких танцев. Почти нет декорации. И не надо ничего было. Когда
концентрированный луч берет исполнителей. Помнишь сцену в аэропорту, когда герои впервые встречаются? Ребята это так
хорошо проигрывают. И зрителю все понятно. Зал так хорошо слушал их. Я уже не говорю о том, что это оказалось знаково.
“Московские каникулы” в Москве и тоже в каникулы. И когда в финале исполнители запели “А я иду, шагаю по Москве”, зал
стал подпевать.
После спектакля Сергей поздравил меня и признался, что он не ожидал. Одно дело- быть директором. А тут я как режиссер.
К тому же можно все режиссерски обозначить, а актерам не сыграть. Но ребята сыграли.
Мы получили приглашение на фестиваль в Ригу на осень. Будем готовиться.
- Как тебе работается в лицее?
- Ты знаешь, я дважды уходил из театра. Работал в разных школах. Но хорошо мне было в 32-й гимназии. Ощущаю свою
востребованность я и в 104-м лицее. Мне хочется сюда идти. Я нужен здесь.
Наконец пришли одиннадцатиклассники. Шумные, веселые. Постоянно смеялись. Может, конечно, и от зажима. А может, от
того, что им хорошо в этой студии, и они даже не замечают, что в актовом зале неуютно и холодно.
Вопрос к ним был один: впечатления о поездке. Несколько человек сказали, что хотели бы учиться в “Класс-центре”,
но уже поздно. В восторге они от вокальных данных ребят, поющих мюзикл, после которого они боялись выходить на
сцену.
- Конечно, был мандраж, - рассказывает Софья Анциферова, играющая главную героиню. - Первое время всех трясло,
запинались, заикались, а во втором действии уже пошел азарт, началась импровизация. И, когда нас пять раз выводили на
поклон, мы просто были в шоке, особенно когда появились люди с цветочками.
- После их “Вестсайдской истории” мы не хотели выступать, отказывались. Но Олег Леонидович нас привел в чувство. Он
сказал, что мы тоже молодцы и у нас тоже получится. Мы репетировали, репетировали. На показе сначала было жуткое
волнение, а потом охватило вдохновение и все было хорошо, - добавляет Ирина Витовская.
Татьяна Тюрина
Александр Бокин (фото)
|