Новокузнецкий драматический театр
Олег Павловец









07.04.2012 Кузнецкий рабочий

Московские каникулы новокузнецких лицеистов

С 20 по 24 марта в Москве в образовательном учреждении “Класс-центр” проходил семинар-практикум театральных школ Москвы, посвященный системе дополнительного образования.

Различные семинары у нас проходят традиционно по всей стране, и новокузнечане нередко присутствуют на них в том или ином качестве. В данном случае мне показалось интересным то, что на семинар театральных школ из нашего города отправились представители школы общеобразовательной, причем девяносто процентов делегации составляли школьники. Поехали в Москву пять ребят из театральной студии “Фантазеры” лицея № 104, - все, кто занят в спектакле “Московские каникулы”. Повез их руководитель, он же постановщик спектакля, Олег Леонидович Павловец. Сразу скажу, что спектакль “Московские каникулы” он сначала поставил в лицейской студии, а потом уже сделал вариант в театре-студии “Юность”. Свой первый лицейский вариант он и показал на семинаре в Москве.

Мы приехали в лицей, когда одиннадцатиклассники еще были на занятиях и впечатлениями о поездке начал делиться Олег. Мы с ним много лет знакомы, можно сказать, друзья, хоть и видимся редко. Я не перестаю удивляться организаторскому таланту этого человека.

- Олег, начнем с предыстории. Как вы познакомились с директором “Класс-центра”?

- В 1994 году Сергей Казарновский был президентом Международной ассоциации “Театры, где играют дети”. И тогда он был главным координатором нашего первого Международного фестиваля, проходившего на сцене Новокузнецкого драматического театра, а я был директором театра драмы. А Казарновский привозил на наш фестиваль свой “Класс-центр” с двумя спектаклями?- “Эники-бэники” и “Ромео и Джульетта”. Но самое интересное, что сейчас, когда мы встретились, атмосфера того фестиваля до сих пор живет в нем. И он стал вспоминать, как все это было двадцать лет назад. Мы с ним не прерывали контактов. Я приезжал к нему в “Класс-центр” не один раз. И, когда в декабре я был в Москве, Сергей пригласил меня на этот семинар. Я должен сказать, что администрация лицея пошла мне навстречу.

“Класс-центр” Казарновского сегодня лидер в развитии неформальных способностей ребенка. В их школе наряду с химией, физикой, географией в учебном расписании стоят такие предметы, как мастерство актера, сценречь, сцендвижение, танец, вокал.

“Как же это можно в образовательной системе?” - спросила я его. “Я к этому шел четырнадцать лет”, - ответил он.

Шестнадцать лет самому центру, который он, по сути дела, построил из какой-то старой школы. Не сказать, что там какой-то “суперевроремонт”, но там так уютно и интересно. И шестнадцать лет он реализует свою программу и считает, что она помогает гармоничному развитию личности. Ведь свою судьбу с театром связывают потом немногие, все в основном уходят в разные профессии, но как эти ребята себя свободно держат, как они умеют общаться, как они говорят.

В первый день мы у них смотрели “Вестсайдскую историю”. Мне было интересно уже потому, что этот мюзикл у нас в России почти не имел сценической истории. Года два тому назад его поставил молодежный театр “Глобус”. И вот школьники. Я не скажу, что увидел какие-то актерские открытия. Но ребята великолепно поют на английском языке. Они получают от своего пребывания на сцене удовольствие. Они существуют в природе мюзикла. Они осмысленно всё делают на сцене.

А затем мы присутствовали на открытом уроке “История одной дуэли. “Евгений Онегин”. Это то, о чем мы мечтали когда-то в Новокузнецке и пытались делать во 2-й школе. Я говорю о “Театральной педагогике”, которая десять лет просуществовала и бесславно скончалась.

К уроку программка. На корочке название и пояснение: “Присвоение материала”. На развороте план урока. Задание первое - “Завязка”. Чтение наизусть, коллективный рассказ и так далее. Декораций нет, костюмов нет. Все исполнители в современной одежде. Как обозначить деревню, где скучал Евгений? Из разных концов сцены раздалось: “Ме-е-е, бе-е-е”. Вот и деревня. В сцене “Именины Татьяны” актерский пересказ события. Речевая импровизация. 45 минут урока пролетели как мгновение.

“Так и мы хотели бы изучать “Онегина”,- сказали мне мои ребята после открытого урока.

Нам дали возможность побывать в школе-студии МХАТ. Посмотрели курс Константина Райкина, а другая половина группы сходила на “Три сестры” - дипломный спектакль в Щукинском училище.

- Как прошел ваш спектакль?

- Лицейский вариант “Московских каникул” камерный. Никаких танцев. Почти нет декорации. И не надо ничего было. Когда концентрированный луч берет исполнителей. Помнишь сцену в аэропорту, когда герои впервые встречаются? Ребята это так хорошо проигрывают. И зрителю все понятно. Зал так хорошо слушал их. Я уже не говорю о том, что это оказалось знаково. “Московские каникулы” в Москве и тоже в каникулы. И когда в финале исполнители запели “А я иду, шагаю по Москве”, зал стал подпевать.

После спектакля Сергей поздравил меня и признался, что он не ожидал. Одно дело- быть директором. А тут я как режиссер. К тому же можно все режиссерски обозначить, а актерам не сыграть. Но ребята сыграли.

Мы получили приглашение на фестиваль в Ригу на осень. Будем готовиться.

- Как тебе работается в лицее?

- Ты знаешь, я дважды уходил из театра. Работал в разных школах. Но хорошо мне было в 32-й гимназии. Ощущаю свою востребованность я и в 104-м лицее. Мне хочется сюда идти. Я нужен здесь.

Наконец пришли одиннадцатиклассники. Шумные, веселые. Постоянно смеялись. Может, конечно, и от зажима. А может, от того, что им хорошо в этой студии, и они даже не замечают, что в актовом зале неуютно и холодно.

Вопрос к ним был один: впечатления о поездке. Несколько человек сказали, что хотели бы учиться в “Класс-центре”, но уже поздно. В восторге они от вокальных данных ребят, поющих мюзикл, после которого они боялись выходить на сцену.

- Конечно, был мандраж, - рассказывает Софья Анциферова, играющая главную героиню. - Первое время всех трясло, запинались, заикались, а во втором действии уже пошел азарт, началась импровизация. И, когда нас пять раз выводили на поклон, мы просто были в шоке, особенно когда появились люди с цветочками.

- После их “Вестсайдской истории” мы не хотели выступать, отказывались. Но Олег Леонидович нас привел в чувство. Он сказал, что мы тоже молодцы и у нас тоже получится. Мы репетировали, репетировали. На показе сначала было жуткое волнение, а потом охватило вдохновение и все было хорошо, - добавляет Ирина Витовская.

Татьяна Тюрина
Александр Бокин (фото)

(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz