Кузнецкий рабочий 05.05.2011

Театр в Кузбассе есть

С победой в четырех номинациях вернулся из Кемерова с фестиваля “Кузбасс театральный” городской драматический театр. Лучший спектакль фестиваля - “Дуэль”. За лучшую режиссерскую работу приз получил Пётр Шерешевский. Лучшая главная мужская роль у Евгения Любицкого (Лоевский). Специальный приз жюри за тонкое воплощение чеховского образа вручили Алёне Сигорской (Надежда Фёдоровна).

“Дуэль” произвела сильное впечатление, и пока я спускалась из Звездного зала (малая сцена в облдраме чуть ли не сразу под потолком) в гостевую комнату критиков, многим - и нашим кузбасским, и даже столичным - членам жюри не терпелось сказать мне: “Хороший спектакль”, словно я имею отношение к его созданию.

Девять театров показали одиннадцать спектаклей, два из которых - “Калигула” Кемеровского областного драматического и “Пер Гюнт” областного театра кукол имени Гайдара - внеконкурсные.

Афиша сочетала в себе и классику, и современную драму. Уровень большинства спектаклей был очень приличный. Хорошо выглядел и наш театр “Сказ” с “Шахерезадой и Аладдином” (“спектакль красивый, яркий, чувствуется Восток”), хоть и не был удостоен наград.

Одним из главных претендентов на звание лучшего спектакля был “Евгений Онегин” областного театра кукол им. Гайдара, режиссер-постановщик Дмитрий Вихрецкий. Спектакль получил две премии: “За лучшее музыкальное оформление” и специальный приз жюри “За стилевое единство”. Жанр постановщики определили как “заседание клуба разбитых сердец имени Е. Онегина на курсах кройки и шитья”.

В спектакле работают четыре актрисы с вырезанными бумажными куколками (их 180). Это очень изящный, остроумный спектакль. В зале то раздавался смех, то нависала тишина.

Так случилось или поветрие пошло - в основе большинства спектаклей фестиваля не пьеса, а проза, хоть классическая, хоть современная. Авторский текст играется по законам психофизического действия. Иногда это выглядит даже забавно, как в интересном спектакле театра для детей и молодежи “Я боюсь любви” Елены Исаевой. Герои, разговаривая друг с другом, обращаются в зал, и кто-то из них произносит: “Аня молчит”, “Аня не отвечает”. Идет постоянная устная констатация простых физических действий типа “она закурила”, “она выключила телефон”. Спектакль получил приз за сценографию (Светлана Нестерова). Художественный образ спектакля - качели, жизнь, как на качелях. Форма существования артистов непривычная. Кому-то этот спектакль очень понравился. Мне надо бы его посмотреть еще раз, и желательно на свежую голову. Мы смотрели в день по три спектакля, работали на семинарах, кстати, замечательных московских и петербургских профессоров театральных вузов Нины Шалимовой, Надежды Таршис, председателя жюри, и других. Рабочий день длился двенадцать часов. Такой режим представлял трудность не только для профессиональных зрителей, но и для артистов, поскольку играть легче для отдохнувшей публики.

Спектакли на современном жизненном материале были интересны своей подачей и трогали за душу. “Долгое прощание” Юрия Трифонова (литературный театр “Слово” при Кемеровской филармонии) и “Парикмахерша” Сергея Медведева (Прокопьевский театр драмы, только что получивший “Золотую маску”, но за другой спектакль).

На “Кузбассе театральном” прокопчане были удостоены специального приза критики “За сценический дизайн”.

Жаль, газетная площадь не позволяет более подробно рассказать о спектаклях. Я не упомянула Кузбасский музыкальный театр, много лет живущий на колесах, поскольку здание на капитальном ремонте. Тем не менее в их спектакле “Любовь всегда права, или Бомарше и К” композитора Самойлова роскошная декорация и не менее роскошные костюмы. А главное - замечательные голоса.

Два приза за лучшую женскую (Анжела Карпова - Флорестина) и мужскую роли второго плана (Валерий Титенко - Бежарс) ушли в музыкальный театр.

Кемеровский театр драмы открыл фестиваль своим спектаклем “Белая гвардия”, сложным, спорным. Кемеровчане собираются привезти его к нам на гастроли в июне. Тогда мы и напишем о нем подробнее. Скажу только, что Александр Измайлов получил приз за мужскую роль второго плана (Мышлаевский).

Событием фестиваля (был и такой приз жюри) стала роль Калигулы в исполнении Вадима Пьянзина в неконкурсном спектакле Дмитрия Петруня. “Калигулу” мы смотрели в том же Звездном зале, что и “Дуэль”, поздно вечером после нескольких спектаклей и семинаров. Но если говорят, что искусство должно потрясать, то это говорят о таких спектаклях, как “Калигула”, и о таких исполнителях, как Вадим Пьянзин. У артиста нет малейшего зазора между им самим и образом, и это считается отсутствием школы, это все равно, что умирать на сцене по-настоящему. Но это потрясает. И, конечно, не могло жюри обойти самой большой наградой этот неконкурсный спектакль и эту неконкурсную роль.

Событием ярким, запоминающимся стал сам фестиваль потому, что шел он на разных площадках города и везде были полные залы. А главное потому, что фестиваль показал, что театр в Кузбассе есть и стоит внимания и критики, и публики.

Татьяна Тюрина
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz