04.10.2011 Кузнецкий рабочий

И волки сыты, и овцы счастливы

Как мы уже сообщали, 79-й сезон драматический театр открыл комедией Островского “Волки и овцы”, премьерой конца прошлого сезона. Режиссер-постановщик - Анна Потапова (Москва). Художник - Денис Шуриц (Новосибирск). В центральной роли Меропы Давыдовны Мурзавецкой заслуженная артистка России Вероника Березнякова.

За что люди ценят классику? За старину? За полноту и яркость художественных образов? За глубину философской мысли? За нравственные искания? Или за все это и многое другое и в неменьшей мере за то, что она, эта классика, всегда современна? Особенно это относится к драматургии Островского, привлекающей к себе прямо-таки кустодиевским колоритом (вспомните фильм “Женитьба Бальзаминова”). Островский создавал свои произведения в период интенсивного развития товарно-денежных отношений в России, когда деньги становились мерилом всего. Ради них люди шли на преступления. Островский писал о своем времени, о том, что происходило недалеко от него, почти как газетчик.

Событийным поводом для пьесы “Волки и овцы” стала криминальная хроника. Осенью 1874 года в Московском окружном суде слушалось дело по обвинению в подлогах, мошенничестве, присвоении и растрате чужого имущества начальницы Московской епархиальной Владычне-Покровской общины сестер милосердия и Серпуховского монастыря игуменьи Митрофании (в миру баронесса П.Г. Розен).

Помещица Меропа Давыдовна Мурзавецкая, особа властная, честолюбивая, но и богомольная, совершает подлог с целью завладеть имением богатой и непрактичной вдовы Купавиной, женив на ней своего непутевого племянника Аполлона. Затея Меропы Давыдовны не удалась, поскольку появился более мощный хищник помещик Беркутов, повернувший события в нужную ему сторону. Он со всей элегантностью в два счета разоблачает махинации Мурзавецкой, ее же “спасает” от суда, прибирает к своим рукам поместье вдовы вместе с ней самой.

Тема денег, махинаций вокруг них звучит сегодня очень актуально. И даже не обязательны для этого современные костюмы, как делают это другие театры, или театральный задник, изображающий во всю стену казначейский билет, да и все вертикальные плоскости оклеены денежными бумагами. Островского режиссеры давно “лишили” бытописательских качеств. Сценография и костюмы Дениса Шурица очень условны. Невнятная выгородка посреди сцены, поворачивающаяся вместе с кругом, - это и прихожая Мурзавецкой, куда входит с докладом ее слуга Павлин (заслуженный артист России Вячеслав Туев), и то ли гостиная, то ли веранда Евлампии Купавиной (Алена Сигорская). Красивые наряды Купавиной и другие костюмы не отражают свое время. Костюмы, как и сценография, схематически условны, в лоб: “волки” - в темном, “овцы” - в светлой одежде. Кажется, ничего, кроме денег, в этой жизни нет.

Праздник Яблочный Спас, но яблоки в корзинах активно ненатуральные, птички в клетках у Купавиной не поют или очень незаметно что-то чирикают вначале. В голове уже выстраивается концепция: где властвуют над людьми деньги, нет места для живого. Но это всего лишь мои домыслы.

Много лет существующая манера “обескровливания” пьесы (в спектакле некоторые персонажи сокращены) до скелетного остова делает спектакль, может, и более понятным (зал живо реагирует на реплики о деньгах и всех хитростях вокруг них), но обедненным.

Тем не менее в этих условных декорациях артисты в большинстве своем хорошо работают. Великолепна в роли Мурзавецкой Вероника Березнякова. Она, может, излишне статуарна, но психологически убедительна. И властная, и хитрая, знает, как прикинуться немощной старухой, чтобы шкуру свою спасти, и за балбеса племянника-то она действительно беспокоится. Очень сложный образ получается у актрисы.

Евгений Любицкий, чаще рефлексирующий интеллигент, герой-любовник, а в начале актерской карьеры Хлестаков, играет Беркутова. Играет по-сегодняшнему жестко, тонко, есть что-то в этом красавце демоническое, что-то такое, что страшно становится за Купавину. Роль Беркутова в исполнении Любицкого - одна из удач спектакля. Интересен в роли племянника Аполлона Мурзавецкого Олег Лучшев. Его персонаж не просто беспутный, а этакий не повзрослевший подросток, этакий Миша Бальзаминов. Только тот голубей гонял, а этот со псом не расстается. А поправить материальное положение того и другого средство одно - женитьба на богатой вдове. Мише невесту маменька ищет, Аполлону - тетка.

Евлампия Купавина в исполнении Алены Сигорской кажется настолько бестелесным и безмозглым созданием, что и не жалко ее. Да и счастлива она, что выходит замуж за Беркутова и в подружки настоящую волчару получила. Глафира, бедная родственница Мурзавецкой, хищница, которая в своих умениях Беркутову не уступит. К сожалению, Ольга Николаенко слишком грубо играет свою роль. И уже не в первом спектакле демонстрирует недостаток актерской техники. Актрису элементарно не слышно.

Не вызывают сомнений ни Павлин (Вячеслав Туев), ни Чугунов (Андрей Шмаков). Хорош очень точный артист Евгений Лапшин в роли Горецкого. Непривычен Лыняев. В пьесе это убежденный пожилой холостяк пятидесяти с лишним лет. У Сергея Стасюка это обаятельный (за такого и за бедного можно выйти) молодой человек, тоже убежденный холостяк, пойманный в сети ушлой девицей. Непонятно отношение героя к тому, что произошло.

Выпадающей из ансамбля мне кажется Анфуса Тихоновна в каком-то диком, чуть не клоунском костюме. Оба раза я видела в этой роли Елену Кораблину. Говорят, очень смешная в роли Анфусы другая исполнительница - Октябрина Романова.

Хочу заметить, что спектакль резко изменился со дня первого своего показа. Может, актеры разыгрались. Значит, есть чему меняться.

Татьяна Тюрина

(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz