|
04.02.2012 Кузнецкий рабочий
Перевёртыши
Легкий раздвижной щит из четырех равных прямоугольников, повторяющих четыре начерченные мишени, и пистолет,
изображенный на картине в раме прямо за щитом, наводят на мысль о стрелковом клубе. Но раздвинулись щиты, и зрителю
предстал интерьер респектабельного дома красивой женщины. Камилла (Елена Амосова) в пеньюаре, роскошном, словно она
голливудская звезда, появится вскоре. Но сначала мы увидим, как очень молодой человек (Андрей Грачев) в глубине этого
дома вытирает волосы после душа. Он не хозяин дома, хоть и ведет себя по-хозяйски. Выходит на авансцену бодрый и
свежий и не собирается покидать уютное гнездышко, где он, случайный ее знакомый, провел ночь. Провел ночь с женщиной,
годящейся ему в матери. Она попытается заплатить ему деньги за сексуслуги, он откажется. Но, почти уходя, скажет, что
забыл видеокассету, мол, снял их бурную ночь на пленку и выложит в Интернет. Она не испугается, точнее, вовремя
оправится от испуга. Ведь ей, знаменитой женщине, это будет бесплатной рекламой. Но у молодого человека в запасе много
ролей, в сумке много предметов, как то: наручники, пистолет и т.д. Креативный парень любит импровизацию.
Ситуация меняется каждые десять-пятнадцать минут. Билли (в конце спектакля он назовет себя Джеральдом) не просто
меняет маски, он меняется сам, словно каждые десять-пятнадцать минут перед случайной дамой сердца и перед зрителями
новый человек, более подлый и страшный. На этих перевертышах построена и пьеса, и сценография Романа Ватолкина. В
другой части сцены, как в зеркале, появляется та же картина с пистолетом и тот же фонарь, перевернутый, он похож на
люстру. Все очень четко и просто изобразил художник. Играть эти меняющиеся состояния, представляя многоликого (маска,
под маской другая маска) человека, наверное, труднее. Но Андрей Грачев хорошо с этим справляется. Артисту 23 года, но
не поднимается рука называть его молодым артистом, поощрительно похлопывая по плечу. И надо сказать, пока в этом
спектакле из трех артистов (появляется еще и охранник (Артур Левченко) только Грачев, как по нотам, нигде не сбиваясь,
ведет своего героя к трагическому концу. Возможно, и драматург больше стараний вложил в этот образ. Как бы то ни было,
роль Билли в исполнении Андрея Грачева наиболее впечатляющая и убедительная.
Елена Амосова безусловно хороша в роли богатой вдовы, торгующей бриллиантами. Она разная на протяжении спектакля: от
уверенной в своем положении великосветской дамы до униженной жертвы. Бандитами оказались и ее случайный очередной
сексуальный партнер, и охранник. На мой взгляд, проявление страха и ужаса у актрисы излишне натуралистично. Но, с
другой стороны, это ведь так естественно - пугаться, когда тебе угрожают, направив на тебя пистолет. Только вот эта
жертва не белая и пушистая и далеко не слабое существо. Хотелось бы видеть героиню Елены Амосовой, может быть, более
жесткой.
Роль охранника Тэда изначально похожа на роль другого телохранителя, которого Левченко исполняет великолепно, в
“Бродвее”. Наверное, трудно артисту быть совсем другим, отрешившись от прежнего образа, хотя нельзя и упрекнуть его в
прямом повторении.
Детектив - жанр, в котором мораль воплощается через образы благородных сыщиков (Холмс, Пуаро, Мегрэ). В этой пьесе нет
положительного героя. Мне приходится изворачиваться, чтобы не раскрыть сюжет и не отбить желание у потенциальных
зрителей пойти в театр. Кто же читает детектив, зная, чем там все закончится.
И сказать, что добро побеждает зло, не могу. Это жизнь может быть несправедливой, но не искусство. Как правило, в
конце детектива зло должно быть наказано. Здесь этого не происходит, и поэтому финал озадачивает. Разве что размяли
“серые клеточки”, как называл мозг Эркюль Пуаро, произвели этакую гимнастику для ума, что уже хорошо.
Татьяна Тюрина
|