03.03.2012 Кузнецкий рабочий

А при чём здесь Володин?

Конечно, поставить на сцене можно и телефонную книгу, а не то что киносценарий, тем более что с современными пьесами сегодня напряг. Но все-таки один из лучших советских драматургов Александр Володин для сюжета про скромную некрасивую девушку, вдруг ставшую красавицей, выбрал форму киносценария и сам же поставил фильм “Происшествие, которого никто не заметил”. Это было в 1967 году. И это была единственная его режиссерская работа. В 1994 году, сделав в сценарии “Происшествия” кое-какие изменения, напитав его реалиями перестройки, Георгий Данелия снял фильм “Настя”. У Данелии появляется колдунья, пообещавшая Насте красоту неотразимую. И если в первом фильме актриса Жанна Прохоренко преображается изнутри лишь от одной мечты, то у Данелии Настю играют две актрисы. И смысл этой притчи в том, что главная красота - в душе, а не во внешности.

Я не случайно заметила, что театральный драматург выбрал для своей истории киносценарий. Для сцены все-таки нужна интрига позатейливее.

Не знаю, по каким причинам Тимур Насиров (Санкт-Петербург) поставил на сцене новокузнецкого театра киносценарий Александра Володина “Происшествие, которого никто не заметил”. Это не первый случай, когда театральные режиссеры берут в работу киносценарии. “Бродвей” в нашем театре, “Своей душе не прекословь” (“Калина красная”) в Кузбасском музыкальном. У каждого постановщика есть свои веские объяснения. И вообще это дело театра, что им ставить.

...Сцена открыта. Горизонтальный щит с рекламой кинопроката дальних советских времен. Сценография Никиты Сазонова. Действие начинается с того, что толпа странно одетых людей выбегает из зала, из центрального прохода на сцену. У каждого оказывается в руках пачка исписанных листов, по которым они читают по очереди по ролям. Репетиция? Если бы сидели за столом, сказала бы: застольная. Очередной персонаж (ему из толпы спешно подают нужный реквизит, помогают одеться) читает текст роли.

Главная героиня Настя (Мария Захарова) постоянно в демисезонном пальто, даже у себя дома. Шурик, с которым она пытается встретиться, в мохнатой зимней шапке (Евгений Котин). У Толи (Евгений Лапшин) на краю пальто пришита бумажка, от химчистки, наверное. Толя - это тот, которого она наконец нашла и полюбила. Но пока я о том, что все нарочито несуразно одеты. Понять что-либо, если вы не видели фильма (ни первого, ни второго), очень трудно. А сюжет простой, как мыло.

Девушка заурядных внешних данных, скромная продавщица вынуждена сидеть с больной матерью (Елена Кораблина). Мать, заботясь о личном счастье дочери, гонит ее от себя. Что, мол, ты возле меня сидишь, пойди познакомься с кем-нибудь, погуляй или сюда приведи. Мол, чаю попьем, телевизор посмотрим.

Послушная дочь все сделала, как она сказала. Только ни с одним из молодых людей у нее ничего не получилось.

Это я все рассказываю, посмотрев после спектакля оба фильма. А в театре-то я просто ничего не поняла. Почему, например, Настю не узнают в ее магазине, почему она выдает себя за родственницу и почему при этом актриса говорит текст от автора, то есть ремарку: “Настя подошла к Якову Алексеевичу и поцеловала в щеку”. При этом она даже не подходит к нему. Этой новой манерой - произносить текст роли с ремарками вперемежку - я “насладилась” на последнем “Кузбассе театральном”, показавшем несколько таких произведений.

Настя Марии Захаровой не преображается ни внешне, ни внутренне.

От мелькания персонажей, сценок, высмеивающих реалии советского времени - очередь за бананами, например, - появлялось одно желание: уйти. Но спектакль шел без антракта.

Но два артиста мне показались очень выразительными и интересными. Крохотный эпизод с Тетериным (Артур Левченко). Тетерин предлагает Насте покататься на машине и начинает жаловаться на жизнь. Несколько фраз, а за словами, за паузами - его мир. Живой человек со своей судьбой. И, конечно, Евгений Лапшин, кажется, недооцененный нашим театром. Как все здесь, он играет несколько ролей и одна из них - роль Толи с листком от химчистки на пальто. По сюжету он пьяный и не стоит на ногах, но артист не играет пьяного. Он играет человека не от мира сего. Да он вообще ничего не играет. Он изнутри такой, как герой Чарли Чаплина.

А в целом спектакль показался мне неудачным. Выходя из театра, я увидела знакомого, профессионального режиссера. “Очень все театрально. Но при чем здесь Александр Володин?” - поделился он со мной впечатлением.

Говорят, что на следующем показе это был вообще другой спектакль - все слышно, все понятно, смешно. Раз на раз не приходится.

Татьяна Тюрина

(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz