Кузнецкий рабочий 021014

Лёгкая комедия с танцами

Сезон в драматическом театре начался с аншлага. Два вечера подряд на “Тартюфа” нельзя было попасть. Не было в кассе билетов. Так наскучались новокузнечане по своему театру. И в конце спектакля долго стоя аплодировал весь зал - от партера до ярусов.

Благодарная у нас публика. И репертуар театра достойный - в афише сплошь шедевры мировой драматургии. Только наш театр уже на таком уровне, когда одного названия мало.

Спектакль, имеющий в основании драматургию, все же режиссерское произведение и всей постановочной группы, не в последнюю очередь актеров.

Вместе с театром мы можем гордиться, что у нас есть театральные тексты с ярко выраженным режиссерским лицом, такие как “Дон Жуан” в постановке Романа Феодори и спектакли Петра Шерешевского “Зойкина квартира”, “Старший сын”, “Откровенные полароидные снимки”, “Иванов”. Но есть и довольно слабые: “Таланты и поклонники”, “Слуга двух господ”. К моему сожалению, “Тартюф” Николая Покотыло тоже нельзя отнести к большой удаче. Одно дело?- легко и весело пересказать на сцене известный мультфильм, как это сделал Покотыло с “Летучим кораблем”. Другое дело - поставить бессмертную комедию, герой которой стал нарицательной фигурой и у которой несчетное число постановок.

Комедия “Тартюф” имеет драматическую историю. Ее запрещали к постановке около пяти лет. И только затем, чтобы она вышла на подмостки, священнослужителя Тартюфа автор превратил в бедного дворянина, но человека, якобы до фанатизма преданного церкви, религии и благочестию, использующего всю эту игру для достижения низких целей. Но и замена социального статуса героя не помогла. “Моей комедии, сударь, было не суждено снискать благоволения Вашего Величества. Ей не помогло то, что я поставил ее под заглавием “Обманщик” и нарядил ее героя в светское платье”, - писал драматург во втором (!) прошении королю.

Мольер не был так уж против религии и благочестия. В “Тартюфе” он срывал маску благочестия с лицемера, ханжи, мерзавца. В общем, это очень серьезная, глубокая сатирическая пьеса. Конечно, это комедия, и в ней много смешного. Ведь, как говорил Мольер, обращаясь к Людовику XIV: “Назначение комедии состоит в том, чтобы развлекать людей, исправляя их”.

Спектакль Новокузнецкого театра начался в полутьме. Из глубины сцены в замысловатом танце вышли все персонажи в костюмах, надо полагать, XVII века. Тартюф не сразу появляется на сцене. О нем говорят практически все герои как о мерзавце. “Я не оставил места для двусмысленных толкований, я устранил всякую возможность спутать добро и зло, я рисовал свою картину с помощью ярких красок и отчетливых линий, которые позволяют сразу распознать несомненного и отъявленного лицемера” (из первого прошения королю). Только хозяин дома Оргон, с энтузиазмом поддавшийся обольщению фальшивыми добродетелями своего друга, да старая мать Оргона восхищаются Тартюфом.

Непонятно, почему в спектакле даже персонажи, обличающие Тартюфа, как бы это помягче сказать, манерно и двигаются, и произносят разумные тексты, как это делает, скажем, Евгений Лапшин в роли Клеанта, брата Эльмиры. Совсем дурачком, капризным ребенком предстает Оргон в исполнении Андрея Ковзеля. Есть очень смешной и остроумный момент, когда в сцене разоблачения Тартюфа одержимый плотским желанием святоша лезет под юбку Эльмиры (Мария Захарова), а на всю эту сцену Оргон увлеченно смотрит в театральный бинокль, словно в ложе театра и словно это пристают не к его жене.

Тартюф Александра Шрейтера худой, в черной одежде.Он напоминает жулика. Моя знакомая даже сказала - уголовника.

Постоянно двигается декорация, перемещаются не то высокие стулья, не то этажерки, но все это беспрестанное движение - видимость действия. Настоящей динамики нет. Во втором акте все пошло живее и напряженнее. Жаль, что режиссер убрал из спектакля маленькую роль офицера, и на сцене судебный пристав (Анатолий Нога) объявляет о том, что дом и все имущество теперь принадлежит Тартюфу, просит всех покинуть помещение, и он же арестовывает Тартюфа, хотя в пьесе это делает офицер.

На мой взгляд, спектаклю недостает внятного режиссерского решения, это такой облегченный “Тартюф”, такая легкая комедия с танцами, потому, наверное, и нравится публике.

Татьяна Тюрина
Сергей Косолапов (фото)
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru