|
«Кляксы» по рассказам А.П.Чехова
«Новокузнецк» 06.11.08
Яркие кляксы повседневности
Нашу жизнь мы «пишем» без черновиков, сразу - набело. В итоге всё остаётся в этой «рукописи» на равных правах: и красота слога, и ошибки, и
помарки, и случайные кляксы. Не смыть нам не только смешных, но и печальных строк. Антон Павлович Чехов считал, что в этом и состоит драма нашей жизни:
под воздействием обычных будней слагается наше счастье или разбиваются наши судьбы.
На истинно чеховскую волну настраивает нас вторая премьера сезона в Новокузнецком театре драмы — спектакль «Кляксы» по рассказам
А.П. Чехова в постановке народного артиста РФ Юрия Смирнова (г. Москва).
Жанр спектакля — зарисовки с натуры — уже говорит и о его содержательной,
и о художественной составляющей. В основе сюжета — десять рассказов русского классика о забавных мелочах, карикатурных нелепостях
и грустных парадоксах, всё так же свойственных нашей жизни сегодня, как и в 80-е годы позапрошлого столетия. От времени
кляксы ничуть не потускнели.
Автор сценографии и костюмов — художник Роман Ватолкин — оформил пространство сцены исключительно в белых тонах, на фоне которых все
промахи, казусы и несообразности нашей жизни высвечиваются в эти цветные, подчас неопрятно-неприглядные кляксы. Костюмы персонажей
в большинстве своём безупречно элегантны и представляют собой некоторый контраст по отношению к внутреннему миру героев. Так же
противостоит ему и лиризм музыкальной темы русских романсов и народных песен, соединяющих отдельные сценические истории в спектакле.
Режиссёр-постановщик достаточно бережно перевёл повествовательные сюжеты в сценические события. Спектакль сохраняет в чеховском материале
зыбкий баланс комического и трагического, неуловимое живое пересечение противоположных смыслов, не разрушая
пережимами и линейностью трактовки ни интонации, ни художественного мира гениального автора.
В ряде сценических историй («Радость», «Комик», «Свидание...».) помпезный пафос речей героев никак не совпадает с
ничтожностью причины, его породившей. Глупое тщеславие Мити Кулдарова (арт. Константин Тимофеев) так распирает его
изнутри, что вводит в состояние полной растерянности мамашу (арт. Людмила Адаменко), которая и пожалеть-то не
смеет своего злосчастного сына, впавшего в пароксизм радости по нелепому поводу. Театральный комик
Воробьёв-Соколов (народный арт. РФ Станислав Сафонов), раздираемый синдромом похмелья, растрёпанный, в самом жалком
и смешном виде несколько раз таким трагическим баритоном начинает свою попытку попросить рюмку водки:
«Хочется сказать, а боюсь...», что красавица Марья Андреевна (арт. Илона Литвиненко) абсолютно покупается на этот
тон, с трепетом ждёт объяснения в любви и уже поэтапно озвучивает свои жизненные планы. Но... «рюмочку водочки»
всё же подаёт. Пародия на романтический разлад мечты и действительности замечательно передана и дуэтом Алёны
Сигорской с Олегом Лучшевым в зарисовке о свидании, после которого Соня получает оскорбительное разочарова-ние,
а Егор Гвоздиков — возможность утопить в алкоголе свою эйфорию любви. Мечта, как и свидание, не состоялась. Но глупо обвинять в этом жизнь,
если виноваты мы сами.
Рано или поздно к большинству из нас приходит избавление от туманов идеализма и романтизма. Создатели спектакля предлагают несколько
вариантов такого отрезвления. Софья Павловна в исполнении Елены Амосовой исцеляет своего простосердечного
жильца Дудочку (арт. Анатолий Смирнов) от заблуждений идеализма с кошачьей грацией и меткостью хищницы
(недаром цветочки из её руки вонзаются в сцену, как стрелы Амура и кинжалы охотника одновременно). Импозантный
вальяжный барии Николай Андреевич (арт. Анатолий Коротицкий) поначалу от скуки запугивает наивного Ваню (арт. Олег Лучшев), затем меняет игру
на откровенность и преподаёт юному преемнику уроки жизненной прозы, но делает это очень мягко («От нечего делать»). Чего никак не скажешь о
садистском удовольствии, которое получает хозяин (арт. Игорь Марганец), мучающий и разрушающий судьбы своих слуг («За яблочки»). Сияющие от
счастья лица молодых крестьян (артисты Андрей Ковзель и Мария Захарова) гаснут, любовь сменяется подавленностью. «Дипломат» Аристарх Ивалович
в исполнении Степана Мамойкина, напротив, поступательной изощрённостью своих благих намерений чуть не до смерти доводит несчастного Михаила
Петровича (арт. Константин Тимофеев). На мой взгляд, актёрский дуэт «Дипломата» — один из самых незабываемых
в спектакле.
Невозможно, впрочем, выделить какие-то отдельные работы: все они очень интересны, и спектакль получился, что называется, актёрский. В нём
занят блестящий состав; на 23 действующих лица 14 исполнителей, почти все играют по две роли, что выявляет широкий спектр их возможностей,
раскрывает артистов с неожиданных сторон.
При всём блеске остроумия молодого Чехова, его нравственной взыскательности и даже обличительных тенденциях
в отношении писателя к человеку всегда преобладает сострадание. Сколько скрытой печали в его словно мимоходом брошенной фразе: «Хорош Божий
свет. Одно только не хорошо — мы!» В большинстве сценических эпизодов спектакля исполнители находят верный тон передачи в публику этого посыла
и подтекста. Спектакль композиционно целостен, хотя к финалу возникают некоторые вопросы. Последняя зарисовка «За яблочки» несколько выделяется
по стилистике, а музыкальная тема, невзирая на всю красоту и трагизм народной песни «Во субботу, день ненастный» как-то плохо вяжется со следующими
сразу вслед за ней плясками. Идея понятна, а форма нарочита.
Однако нравственные уроки бессмертного русского писателя спектакль доносит внятно и бережно. Хорошо если каждый из нас, перефразируя
слова поэта, увидит «все наши глупости и мелкие злодейства» на фоне чеховских пьес, посмеётся над собой и, может
быть, захочет призадуматься, что-то переосмыслить, от чего-то избавиться или что-то, напротив, приобрести.
Галина ГАНЕЕВА, завлитчастью Новокузнецкого драматического театра
|