Кляксы театр Новокузнецка

народный артист РФ Юрий Смирнов

Кляксы театр Новокузнецка

Кляксы театр Новокузнецка

Кляксы театр Новокузнецка

Кляксы театр Новокузнецка

Кляксы театр Новокузнецка










«Кляксы» по рассказам А.П.Чехова эскизы спектакля
режиссёр народный артист РФ Юрий Смирнов (г. Москва), художник Роман Ватолкин (г.Новосибирск)

Осколки и кляксы повседневности

Десять автографов А.П.Чехова

Такова природа человеческая и такова наша жизнь, что «пишем» мы её без черновиков, сразу – набело. В итоге всё остаётся в этой «рукописи» на равных правах: и красота слога, и ошибки, и помарки, и даже случайные кляксы. Не смыть не только печальных, но и смешных строк. Как считал А.П.Чехов, в этом и состоит драма нашей жизни, так слагается наше счастье или разбиваются наши судьбы - под воздействием обычных будней.

На истинно чеховскую волну настраивает нас вторая премьера сезона в Новокузнецком театре драмы – спектакль «Кляксы» по рассказам А.П.Чехова в постановке народного артиста РФ Юрия Смирнова (г. Москва). Жанровое определение спектакля – зарисовки с натуры – уже говорит и о его содержательной, и художественной составляющей. В основе сюжета – десять рассказов великого русского классика о забавных мелочах, карикатурных нелепостях и грустных парадоксах, всё так же свойственных нашей жизни сегодня, как и в 80-е годы позапрошлого столетия, когда эти рассказы создавались. От времени кляксы не потускнели.

Автор сценографии и костюмов – художник Роман Ватолкин видит пространство сцены исключительно в белых тонах, на фоне которых все промахи, казусы и несообразности нашей жизни и высвечиваются в эти цветные, подчас неопрятно-неприглядные кляксы. Костюмы персонажей в большинстве своём безупречно элегантны и являют собою некоторый контраст по отношению к внутреннему миру героев. Так же противостоит их миру и лиризм музыкальной темы русских романсов и народных песен, соединяющих отдельные сценические истории в спектакле.

Режиссёр-постановщик достаточно бережно перевел повествовательные сюжеты в сценические события. Спектакль сохраняет в чеховском материале зыбкий баланс комического и трагического, неуловимое живое пересечение противоположных смыслов, не разрушая пережимами и линейностью трактовки ни интонации, ни художественного мира гениального автора. В ряде сценических историй («Радость», «Комик», «Свидание…») помпезный пафос речей героев никак не совпадает с ничтожностью причины, его породившей. Глупое тщеславие Мити Кулдарова (арт. Константин Тимофеев) так распирает его изнутри, что вводит в состояние полной растерянности Мамашу (арт. Людмила Адаменко), которая и пожалеть-то не смеет своего злосчастного сына, впавшего в пароксизм радости по нелепому поводу. Театральный комик Воробьёв-Соколов (народный арт. РФ Станислав Сафонов), раздираемый синдромом похмелья, растрёпанный, в самом жалком и смешном виде несколько раз таким трагическим баритоном начинает свою попытку попросить рюмку водки: «Хочется сказать, а боюсь…», что красавица Марья Андреевна (арт. Илона Литвиненко) с непередаваемым комизмом несоответствия абсолютно покупается на этот тон, с трепетом ждёт объяснения в любви и поэтапно озвучивает свои жизненные планы. Но… «рюмочку водочки» всё же подаёт. Пародия на романтический разлад мечты и действительности замечательно передана и дуэтом Алёны Сигорской с Олегом Лучшевым в зарисовке о свидании, после которого Соня получает оскорбительное разочарование, а Егор Гвоздиков – возможность утопить в пиве свою эйфорию любви. Как и свидание, мечта не состоялась. Но глупо обвинять в этом жизнь, если виноваты мы сами.

Рано или поздно к большинству из нас приходит избавление от туманов идеализма и романтизма. Создатели спектакля предлагают несколько вариантов такого отрезвления. Софья Павловна в исполнении Елены Амосовой исцеляет своего простосердечного жильца Дудочку (арт. Анатолий Смирнов) от заблуждений идеализма с кошачьей грацией и меткостью хищницы (недаром цветочки из её руки вонзаются в сцену, как стрелы Амура и кинжалы охотника одновременно). Импозантный вальяжный барин Николай Андреевич (арт. Анатолий Коротицкий) поначалу от скуки запугивает наивного Ваню (арт. Олег Лучшев), затем меняет игру на откровенность и преподаёт юному преемнику уроки жизненной прозы, но делает это очень мягко («От нечего делать»). Чего никак не скажешь о садистическом удовольствии, которое получает хозяин (арт. Игорь Марганец), мучающий и разрушающий судьбы своих слуг («За яблочки»). Сияющие от счастья лица молодых крестьян (артисты Андрей Ковзель и Мария Захарова) гаснут, любовь сменяется подавленностью. «Дипломат» Аристарх Иванович в исполнении Степана Мамойкина, напротив, поступательной изощрённостью своих благих намерений чуть не до смерти доводит несчастного Михаила Петровича (арт. Константин Тимофеев). На мой взгляд, актёрский дуэт «Дипломата» - один из самых незабываемых в спектакле. Невозможно, впрочем, выделить какие-то актёрские работы: все они очень интересны, и спектакль получился, что называется, актёрским. В нём занят блестящий состав; на 23 действующих лица 14 исполнителей, почти все играют по 2 роли, что выявляет широкий спектр их возможностей, раскрывает артистов с неожиданных сторон и усиливает театральные радости зрителей.

При всём блеске остроумия молодого Чехова, его нравственной взыскательности и даже обличительных тенденциях, в отношении писателя к человеку всегда преобладает сострадание. Сколько скрытой печали в его словно мимоходом брошенной фразе: «Хорош Божий свет. Одно только не хорошо – мы»! В большинстве сценических эпизодов спектакля исполнители находят верный тон передачи в публику этого посыла и подтекста. Спектакль композиционно целостен, хотя к финалу возникают некоторые вопросы. Финальная зарисовка «За яблочки» несколько выделяется по стилистике, а музыкальная тема, невзирая на всю красоту и трагизм народной песни «Во субботу день ненастный» как-то плохо вяжется с последующими сразу вслед за нею плясками. Идея понятна, а форма нарочита.

Однако нравственные уроки бессмертного русского писателя спектакль доносит внятно и бережно. Хорошо, если каждый из нас, перефразируя слова поэта, увидит «все наши глупости и мелкие злодейства» на фоне Чехова, посмеётся над собой, и, может быть, захочет призадуматься, что-то переосмыслить, от чего-то избавиться, а что-то, напротив, приобрести.

Галина Ганеева

(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz