|
Н.В.Гоголь «Женитьба» музыкальная комедия в двух действиях. эскизы спектакля
Режиссёр-постановщик - засл. арт. РФ Ринат Фазлеев
Музыку к спектаклю написал звукорежиссёр театра Станислав Кудряшов
Сценография и костюмы главного художника театра Романа Ватолкина
Балетмейстер - Юлия Дьячкова
Всегда невероятный Н.В.Гоголь
Если правда, что искусство - это рождение новых смыслов, то на премьере Новокузнецкого театра драмы, спектакля «Женитьба» по пьесе
Н.В.Гоголя в постановке засл. арт.РФ Рината Фазлеева, состоявшейся 15,17,18 и 19 марта 2009 года, один из таких смыслов определённо
появился на свет. Бесчисленны режиссёрские интерпретации этой пьесы, богата её сценическая биография, но тяга театров к новым
постановкам от этого только усиливается. Сердца постановщиков влечёт к себе не только прекрасная гоголевская драматургия, но и некая
загадка содержания. Тайна нашего бессмертного классика оставила тень своего шлейфа и на этой пьесе. Почему Агафье Тихоновне, при
наличии приданого и маниакального стремления к замужеству, никак не удаётся выйти замуж? Почему так и не женился Подколесин? Да и
у самого автора была только одна неудачная попытка посвататься, при том, что институт брака был для него священным.
Когда жениха и невесту на театре изображают дефективными, то причина, может, и понятна. Но в спектакле Новокузнецкой драмы
эта пара по-настоящему красива. От Агафьи Тихоновны в исполнении Илоны Литвиненко невозможно отвести глаз в течение всего спектакля,
так её героиня хороша внешне, так простодушна и непосредственна по характеру. Актриса пользуется широчайшей гаммой выразительных
средств, и Агафья Тихоновна получает целостное живое лицо. Её героиня то уморительно смешна, то трогательно наивна, то нерешительна,
то сбита с толку и опечалена. Переходя от гротеска к юмору, от острой характерности к глубокому лиризму, Илона Литвиненко не просто
создаёт неповторимый и объёмный образ, она ещё и заново напоминает нам о нашей неистребимой жажде счастья вопреки всем преградам.
Собственно, о семейном счастье не прочь помечтать и Подколесин Евгения Любицкого. Помечтать комфортно, ничего не предпринимая,
откладывая на потом любой следующий шаг. При этом Подколесин обаятелен, мягок, интеллигентен и даже поэтичен. Это поэт безделья,
вечный российский тип полу-Обломова, полу-Манилова. Евгений Любицкий воплощает в своём герое олицетворённую нерешительность,
постоянно рефлектирующее сознание и пустое прожектёрство. Его Подколесин напрочь лишён воли к действию, он лишь может подчиниться
чужой воле. И такой волей становится неукротимая воля Кочкарёва (великолепная работа Степана Мамойкина), продиктованная местью
свахе (арт.Татьяна Кораблёва) за собственную женитьбу. И под безудержным напором друга Подколесин совершает вынужденные действия,
которые приводят к пустому результату.
Женитьба разладилась, здание семейных устоев не завершено, о чём говорит нам и сценическая конструкция художника-постановщика
спектакля Романа Ватолкина – образ недостроенного дома. На эти строительные леса к финалу загнан Кочкарёв, он мечется по ним в
совершенном замешательстве: его замысел потерпел фиаско. И короткого его отсутствия вполне хватило, чтоб Подколесин пришёл в ужас
от окончательности не им принятого решения и бросился прочь - в окно, как в омут. Даже забрезжившие было чувства к Агафье Тихоновне
не помогли.Евгений Любицкий так убедительно мотивирует все внутренние побуждения своего героя, - он и комичен, и парадоксален, и
как-то тоскливо одинок, - словно звучит гоголевский «смех сквозь незримые миру слёзы».
Именно этот авторский смех с оттенком печали слышится зрителю и в работе Людмилы Адаменко, чья Арина Пантелеймоновна уж и
горько состарилась, и почернела лицом от непонимания племянницы и бесплодных усилий удачно выдать её замуж. Нельзя не отметить
отвагу актрисы, не побоявшейся так органично постареть на сцене! А весь облик и интонации финального монолога Жевакина (арт.
Андрей Шмаков) так и отдают в сердце щемящими ассоциациями с судьбой Акакия Акакиевича Башмачкина. Впрочем, верный тон и стиль
находят все исполнители без исключения. Даже в рисунке роли Дуняши молодая артистка Евгения Хитрина сумела вычертить линию целой
биографии ещё одного « маленького человека»!
Гоголевское «совершенно невероятное событие» подано в жанре музыкальной комедии (композитор Станислав Кудряшов, балетмейстер Юлия
Дьячкова). Артисты поют и пляшут, им активно помогают поезжане - так называли в XIX веке своего рода свадебный кортеж – в исполнении
артистов театра танца «Ритм и мы». И у этой стороны спектакля наверняка найдутся свои ценители, к коим я, увы, себя не отношу. Музыка
мне показалась чужеродной, пение и хореография – избыточными.
И, тем не менее, режиссёрская партитура внятно приводит нас к мысли о том, что отсутствие собственной воли к действию чужой
волей заменить невозможно, как нельзя построить дом на зыбучем песке пустых мечтаний и мелочных расчётов. Это и есть то рождение
нового смысла, свежей струе которого мы так признательны и которому не мешает старый, хорошо известный источник.
Галина Ганеева, руководитель литературно-драматической части.
|