Сон об осени

Сон об осени









Юн Фоссе «Сон об осени»
«Кузнецкий рабочий» 24.11.07

Когда сны сбываются

Жизнь была бы скучна, если бы не случались невероятные события. Таким явился новый спектакль драматического театра "Сон об осени" современного норвежского драматурга Юна Фоссе. Лишенный своей большой сцены и зрительного зала, а теперь и Белого фойе, театр поставил спектакль... на пятом этаже, в декорационном помещении, то есть там, где делают декорации, и не потому, что голь на выдумки хитра. Прибывшие на постановку из Питера режиссер Алексей Слюсарчук и художник Елена Соколова нашли это пространство единственно верным для создания художественной среды.

Место действия пьесы - кладбище. Оно очень условно и обобщенно. Внутри и над высокими тумбами-надгробиями - деревца как символ новой, прорастающей сквозь смерть жизни. Эти тумбы время от времени передвигают появляющиеся могильщики в элегантных черных костюмах, словно они участники симпозиума (Евгений Любицкий и Степан Мамойкин). Профессионально выполняя свою печальную службу, они тем не менее заняты дискуссией на экзистенциальную тему - правомочна ли теория Дарвина. Сразу скажу, что эта вставная, повторяющаяся на протяжении действия реприза, не существующая в пьесе, органично вписана режиссером в структуру спектакля. Сцены могильщиков вносят светлую, юмористическую струю в эту довольно-таки невеселую историю.

Действие происходит на кладбище и... во сне. Потому и последний приют человека не совсем реальный. Задняя часть высокой стены затянута каким-то светло-серым материалом, изображающим то ли фьорды, то ли искаженные фигуры мертвых. Сверху падают пожухлые осенние листья, сыплется земля, точнее соль - соль земли. В тумбах-ящиках загорается синий свет. Так может происходить во сне. Чей это сон об осени жизни, о ее смысле и бессмыслице, о смерти, о том, что держит человека на земле только любовь? Эта пьеса о разобщенности близких людей и об одиночестве. Кто здесь главный сновидец и главный герой? Мужчина без имени (Сергей Стасюк), который имеет привычку ходить на кладбище? Случайно он встречается здесь с женщиной, всего лишь когда-то знакомой (Алена Сигорская). А в следующий свой приход они оба, уже муж и жена, являются сюда на похороны его бабушки. Пишу: являются, хотя оба отсюда не уходили. Спектакль не дает временных отбивок. Действие строится как некая единая сессия. Да и сценического действия как такового нет. Люди ходят, сидят, стоят и разговаривают. Очень негромко, порой невнятно и как бы не общаясь друг с другом. Одни и те же фразы повторяются, не окрашенные эмоциями, как записанные на пленке. Так бывает только во сне, или в наркозе, или на психоаналитической сессии.

А может, это сон Матери (Людмила Адаменко). Сон матери, хоронящей свекровь, но теряющей сына Она не опечалена, не озабочена. Она говорит и ведет себя так, словно снится самой себе. Или сыну. А может, это сон Отца (Анатолий Смирнов). Или первой жены (Елена Амосова). Такие перекрестные сны.

Возможно, спектакль, наполненный метафорами и символами, которые привлекают сами по себе таинственностью и желанием их разгадать, был бы интересен уже только как необычная для нашего зрителя театральная форма, очень красивая, стильная, музыкальная (в спектакле звучит саксофон (Игорь Маркин) и вокализ (Алена Дугина). Эта история, казалось бы, так много говорящая о смерти, настраивает на мысли о жизни. Например, о том, что если для тебя уход старого человека в иной мир будет не выдающимся событием, то ты можешь не рассчитывать и на внимание своих детей. Или о том, что ранимые люди тоже больно ранят. Спектакль бередит тревожную мысль о распаде человеческих отношений даже между близкими людьми и о том, что люди нуждаются друг в друге. И потому пьеса, по форме мистическая, жизненная по сути.

Удивительное художественное пространство создала Елена Соколова, автор сценографии и костюмов. Есть постановщики - мастера концептуальных решений. В спектаклях таких творцов часто не запоминаешь актеров. Есть режиссеры, "умирающие" в актерах. Алексей Слюсарчук построил стройное, великолепное здание спектакля, населяют которое живые, запоминающиеся образы. В этом спектакле гармоничный ансамбль. И буквально все актерские работы достойные. Как всегда, великолепен в своей художественной выразительности Анатолий Смирнов (Отец). Глубоко, тонко чувствуя и передавая специфику скандинавской культуры и характера, ведет свою роль Сергей Стасюк. Цельный образ современного молодого простака получился у Степана Мамойкина (могильщик). Есть очень яркие сцены у Алены Сигорской (Женщина). По-своему хороши и Елена Амосова (Грю), И Евгений Любицкий (могильщик).

Но первым номером среди исполнителей, безусловно, идет Людмила Адаменко (Мать). По уровню освоения драматургического материала она находится в одном ряду с режиссером и художником. Когда я сказала об этом моем выводе Слюсарчуку, он с готовностью согласился. "Да, - сказал он, - это действительно актриса столичного класса". Интонационно выстроенная ею и режиссером роль звучит как музыка. Этот спектакль требует особого способа существования на сцене, и Адаменко овладела им в полной мере. И действительно, как какой-то сбывшийся сон, нежданно-негаданно мы получили спектакль фестивального уровня.

Татьяна Тюрина.
(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz