Антон Павлович Чехов «Дуэль»
Кузнецкий рабочий 15.10.2009

Схватка без победителей

Нет худа без добра. Спектакли нашего театра вот уже несколько лет в основном идут на пятом этаже, в декорационном зале. Но это сугубо служебное помещение часто привлекает режиссеров и сценографов возможностью сочинить в нем фантастическое пространство, как это было в “Сне об осени”. И “Сон об осени” норвежского автора, и блоковский “Балаганчик”, и только что состоявшаяся премьера “Дуэли” по Чехову - все эти спектакли предназначены только для этого помещения, каждый раз застраиваемого под них. Все три поставлены молодыми людьми из Питера, на берегах Невы родившимися, выучившимися на одном режиссерском факультете в ЛГИТМИКе. И все три этих театральных текста, надо признать, являются гордостью, существенными удачами за последние три года на нашей сцене.

Итак, спектакль Петра Шерешевского по повести Чехова “Дуэль”.
Художник Роман Ватолкин изобразил на сцене пляж. Тут и настоящая галька, и вода, не море, конечно, но к концу спектакля кое-кто из действующих лиц успевает основательно вымокнуть. И дощатый настил, по которому сбегают к воде, а в данном случае к зрителю. И кабинка для переодевания. И настоящие ветки каких-то кустов, как бы выросших здесь. На лежаке в полосатом купальнике моды рубежа девятнадцатого и двадцатого веков под звук прибоя наслаждается солнечной благодатью военный доктор Самойленко. (Эту роль исполняет Вячеслав Туев.) Каждый персонаж, выходя к зрителям, представляется им. Особенно забавно это звучит, когда это делает артист Евгений Лапшин, исполняющий в этой повести сразу несколько крохотных эпизодов. У актера явный комедийный дар. Он и не кривляется, не комикует, но смех раздается сразу после слов: в роли такой-то актер Лапшин.

Режиссер мог бы, конечно, взять в работу пьесу Чехова (их у него не так уж мало и все гениальные), но он взял повесть - произведение прозаическое. Я бы назвала это “литературным театром”, ведь весь повествовательный текст идет практически без сокращений. Но артисты не читают его, то есть не произносят, как это делают чтецы, а проигрывают даже такие слова, как, например, “сказал он” или “она подумала”.

Получилось довольно элегантное соединение красоты литературного слова с драматическим действием, неспешного повествования с сугубо театральными, условными приемами, этакими почти студенческими актерскими этюдами, добавляющими в повесть современное, более жесткое содержание.

Напомню, что “Дуэль” - это не только событие, к которому к кульминации приходят два противодействующих героя - духовный наследник Онегина, Печорина и прочих изображенных классиками “лишних людей” Лаевский и зоолог фон Корен, этакий дарвинист, считающий таких типов, как Лаевский, ненужными, вредными и подлежащими уничтожению. Дуэль в данном случае - это и сшибка двух отношений к жизни, двух мировоззрений. Лаевский поднимает пистолет вверх, чтобы ненароком не ранить противника. А тот целится в лоб и промахивается только потому, что ему помешал дьякон, следивший за поединком из-за кустов. Эта дуэль даже в описании Чехова походила на убийство, но все-таки имела принятую форму поединка. Режиссер выстраивает мизансцену, не оставляющую сомнения в черном деле. Одетый в коричневый плащ, напоминающий больничный халат, сгорбившийся Лаевский (Евгений Любицкий) поднимает руку вверх, как бы стреляя указательным пальцем. Когда наступает очередь фон Корена (Сергей Стасюк), тот идет через всю сцену к Лаевскому, который почему-то оказывается на коленях, поднимает голову Лаевского, приставляет к горлу нож. Текст звучит чеховский, также выскакивает дьякон (Олег Лучшев). Дуэль также заканчивается ничем. Так же через три месяца уезжает из южного городка фон Корен и перед отъездом заходит к Лаевскому проститься и попросить не поминать лихом, что после упомянутого видеоряда кажется странным и невозможным. Также рассуждает Лаевский о том, что “никто не знает настоящей правды”. Только на сцене кажется он полностью уничтоженным.

Это второе содержание, данное в актерских этюдах поверх авторского текста, словно мы видим одно, а думаем про другое, обращает нас уже не к вечному конфликту эмоциональных, художественных, слабых натур с естественниками, людьми поступка, деловыми людьми, а к его сегодняшнему проявлению. Грубо говоря, это победа крепких людей, захвативших все и вся в наше время.

Прием, используемый режиссером, мне порой кажется необязательной иллюстрацией. Например, фон Корен подходит к Лаевскому, когда тот ест, и “делает” ему трепанацию черепа. При этом Лаевский горбится, послушно подставляя свою голову. Возможно, именно на это хочет указать нам постановщик, на то, что мы послушно склоняем головы, когда нам вскрывают черепную коробку и шарятся в мозгах.

При том что режиссерский рисунок достаточно жесткий, исполнители ролей в спектакле не пешки в руках шахматиста. В “Дуэли” Шерешевского практически нет актерских провалов, здесь точное распределение ролей. Хорош Евгений Любицкий в Лаевском. Он так несчастен и обаятелен, что как-то не думается, что он замышляет подлость, бросая свою гражданскую жену на произвол судьбы. Артист наполнен переживанием героя. Не зря ведь назвал Хейфиц фильм по этой повести “Плохой хороший человек”. В жизни так все запутано. Каждый раз новый Сергей Стасюк (фон Корен). Вполне убедителен Вячеслав Туев в роли доктора Самойленко. Лаконичные и яркие приспособления нашел для роли Кирилина Андрей Ковзель. Артист так играет эту небольшую по объему роль господина, постоянно и без нужды повторяющего фразу “Я порядочный человек”, что страшно становится от того, какая этот Кирилин порядочная скотина.

Выразительна Октябрина Романова в роли Марьи Константиновны, но, мне кажется, ее игра излишне репризна. Чехов настолько тонкий автор, что любой легкий нажим, любое “чересчур” выглядит, как бы это сказать, не совсем чеховским, не вполне художественным. Это касается и Олега Лучшева в роли дьякона, смеющегося слишком долго и громко, что к тому же мешает понимать, что же говорят в это время другие персонажи.

Алена Сигорская - Надежда Федоровна, на мой взгляд, слишком жалкая и беззащитная. Но все это, вероятно, издержки премьерного волнения.
Спектакль в целом - и сценография, и костюмы, и музыкальное оформление, и актерская игра, и режиссерское решение - интересен, и не случайно с первого дня он так пришелся по сердцу зрителю.

Татьяна Тюрина

Общежитие на Кунцевской хостелы у метро Кунцевская.

(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz