Татьяна Лиознова Новокузнецкий драматический театр
Татьяна Лиознова








30.09.2011 Труд

Мгновения сочтены

Работы, созданные Татьяной Михайловной, можно пересчитать по пальцам двух рук, но без них нельзя представить ни историю отечественного кино, ни его сегодняшний день, ни — наверняка — будущее.

Сергей Бирюков

Достаточного одного названия — «Семнадцать мгновений весны», чтобы представить себе значение Лиозновой в отечественной культуре. Сколько сломано копий вокруг того, правдива ли лента или это всего лишь красивая легенда о романтическом герое-разведчике, вошедший в мифологию о великой войне, которая на самом деле была вовсе не такой, какой описана в произведениях советского периода… Но ведь точно так же ломаются копья и вокруг других легендарных героев и эпопей, а человечество верит в них, порой тысячи лет.

Татьяна Лиознова создала миф своей эпохи не только потому, что была наделена огромным талантом, но и потому, что радости и боли этой эпохи сполна познала на себе. Родилась в Москве в семье инженера, в первые же дни войны записавшегося в ополчение и в том же 1941 году убитого на фронте. Загорелась страстью к кино, поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Уже в юные годы проявила режиссерскую хватку: сняла в студенческой курсовой короткометражке «Кармен» Инну Макарову так, что искавший для фильма «Молодая гвардия» Любку Шевцову Александр Фадеев сказал: да вот же она, Любка!

После института были девять лет ожидания крупной постановки, которая сразу сделала ее известной: это «Память сердца» — лирический фильм о войне с замечательными актерскими работами Тамары Макаровой и Алексея Попова.

Ее «Три тополя на Плющихе» возникли из песни Александры Пахмутовой «Нежность» и небольшого рассказа Александра Борщаговского, но мастерство постановщика и игра звездного дуэта Татьяны Дорониной и Олега Ефремова сделали ленту одним из лучших лирических фильмов 1960-х, и не только в России, но и в мире.

А 1973-й принес те самые «Семнадцать мгновений», во время показа 12 серий которых по телевидению улицы городов вымирали. Какой режиссерской особостью нужно было обладать, чтобы «герою-любовнику» Вячеславу Тихонову дать роль непреклонного и в то же время человечного разведчика, чтобы в Леониде Броневом (до того не снимавшемся) открыть крупнейшего мастера характерной роли…

А еще были «Мы, нижеподписавшиеся» по мастерской пьесе Александра Гельмана (кто говорит, что производственную тему нельзя сделать на уровне настоящей большой драмы?), одна из лучших отечественных музыкальных лент «Карнавал» с Ириной Муравьевой…

К сожалению, много лет Татьяна Михайловна тяжело болела и не то что не снимала — ей и общаться с людьми, кроме самых близких, было очень трудно. Года четыре назад, когда состояние ее здоровья резко ухудшилось, вдруг оказалось, что у нее нет денег на лечение. «Труд» узнал об этом, режиссера удалось госпитализировать.

Татьяна Михайловна принадлежала к формации людей, которых интересовало прежде всего их дело, а не материальное богатство. Заработав государству миллионы, такие люди подчас не зарабатывают себе на обеспеченную старость. Впрочем, сейчас этот людской тип, похоже, уходит в историю.

(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz