Татьяна Лиознова
|
30.09.2011 Труд
Мгновения сочтены
Работы, созданные Татьяной Михайловной, можно пересчитать по пальцам двух рук, но без них нельзя представить
ни историю отечественного кино, ни его сегодняшний день, ни — наверняка — будущее.
Сергей Бирюков
Достаточного одного названия — «Семнадцать мгновений весны», чтобы представить себе значение Лиозновой в
отечественной культуре. Сколько сломано копий вокруг того, правдива ли лента или это всего лишь красивая
легенда о романтическом герое-разведчике, вошедший в мифологию о великой войне, которая на самом деле была
вовсе не такой, какой описана в произведениях советского периода… Но ведь точно так же ломаются копья и
вокруг других легендарных героев и эпопей, а человечество верит в них, порой тысячи лет.
Татьяна Лиознова создала миф своей эпохи не только потому, что была наделена огромным талантом, но и потому,
что радости и боли этой эпохи сполна познала на себе. Родилась в Москве в семье инженера, в первые же дни
войны записавшегося в ополчение и в том же 1941 году убитого на фронте. Загорелась страстью к кино,
поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Уже в юные годы проявила режиссерскую
хватку: сняла в студенческой курсовой короткометражке «Кармен» Инну Макарову так, что искавший для фильма
«Молодая гвардия» Любку Шевцову Александр Фадеев сказал: да вот же она, Любка!
После института были девять лет ожидания крупной постановки, которая сразу сделала ее известной: это
«Память сердца» — лирический фильм о войне с замечательными актерскими работами Тамары Макаровой и Алексея
Попова.
Ее «Три тополя на Плющихе» возникли из песни Александры Пахмутовой «Нежность» и небольшого рассказа
Александра Борщаговского, но мастерство постановщика и игра звездного дуэта Татьяны Дорониной и Олега
Ефремова сделали ленту одним из лучших лирических фильмов 1960-х, и не только в России, но и в мире.
А 1973-й принес те самые «Семнадцать мгновений», во время показа 12 серий которых по телевидению улицы
городов вымирали. Какой режиссерской особостью нужно было обладать, чтобы «герою-любовнику» Вячеславу
Тихонову дать роль непреклонного и в то же время человечного разведчика, чтобы в Леониде Броневом (до
того не снимавшемся) открыть крупнейшего мастера характерной роли…
А еще были «Мы, нижеподписавшиеся» по мастерской пьесе Александра Гельмана (кто говорит, что
производственную тему нельзя сделать на уровне настоящей большой драмы?), одна из лучших отечественных
музыкальных лент «Карнавал» с Ириной Муравьевой…
К сожалению, много лет Татьяна Михайловна тяжело болела и не то что не снимала — ей и общаться с людьми,
кроме самых близких, было очень трудно. Года четыре назад, когда состояние ее здоровья резко ухудшилось,
вдруг оказалось, что у нее нет денег на лечение. «Труд» узнал об этом, режиссера удалось
госпитализировать.
Татьяна Михайловна принадлежала к формации людей, которых интересовало прежде всего их дело, а не
материальное богатство. Заработав государству миллионы, такие люди подчас не зарабатывают себе на
обеспеченную старость. Впрочем, сейчас этот людской тип, похоже, уходит в историю.
|