|
28 июня 2011 RIA.RU
Балет "Жизель". Справка
28 июня исполняется 170 лет со дня премьеры балета "Жизель" французского композитора Адольфа Адана на
либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли.
"Жизель" (полное название "Жизель, или Вилисы", фр. Giselle, ou les Wilis) – балет-пантомима в двух актах на
музыку Адольфа Шарля Адана.
Либретто Теофиля Готье, Вернуа де Сен Жоржа и Жана Коралли.
Балет "Жизель" создан на основе старинной поэтической легенды о вилисах, записанной Генрихом Гейне.
"Вилисами" называли невест, умерших до свадьбы. По легенде, в полночь вилисы выходят из своих могил и
танцуют. Случайный путник, повстречавшийся им на пути, вовлекался в хоровод, в котором вилисы кружили его
до тех пор, пока он не падал замертво от изнеможения.
Действие балета происходит в одной деревушке в Тюрингии. Жизель – крестьянская девушка – влюбляется в
Альберта, который, как она думала, был простым крестьянином. Но, узнав, что он переодетый дворянин и у
него есть невеста, Жизель сходит с ума и умирает.
Альберт, не в силах забыть Жизель, приходит ночью к ее могиле. Вилисы вовлекают юношу в смертельный хоровод,
но появившийся дух Жизели защищает и спасает Альберта от неминуемой гибели. С восходом солнца вилисы
исчезают, но Жизель навсегда остается в памяти Альберта.
Премьера балета состоялась 28 июня 1841 г. на сцене парижской Grand Opera, называвшейся тогда Королевской
академией музыки и танца, в хореографии Жана Коралли и Жюля Перро. В роли Жизели – Карлотта Гризи, Альберта –
Люсьен Петипа, Мирты – Адель Дюмилатр.
Идею хореографической композиции балетмейстеры позаимствовали из "Сильфиды", поставленной Филиппом Тальони
(1777 1871) девятью годами ранее и впервые представившей публике романтическую концепцию балета. Как в
"Сильфиде", ставшей новым словом в искусстве, в "Жизели" появилась кантиленность (плавность) пластики,
усовершенствовалась форма адажио (в балете – медленная часть танца), танец стал основным выразительным
средством и получил поэтическую одухотворенность. В сольные "фантастические" партии вошли разнообразные
полеты, создающие впечатление воздушности персонажей. В едином ключе с ними были решены и танцы кордебалета.
В "земных", нефантастических, образах танец приобрел национальную характерность, повышенную эмоциональность.
Героини поднялись на пуанты, их танец по виртуозности стал походить на творчество виртуозов инструменталистов
того времени. Именно в "Жизели" окончательно утвердился балетный романтизм.
Успех парижской премьеры превзошел все ожидания. Печать переполнилась восторженными отзывами, причем
отрицательные реплики практически отсутствовали. Французский писатель, критик и журналист Жюль Жанен писал:
"Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные
танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего
вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом".
Целый месяц Опера давала только один балет "Жизель": семь раз прошел он с неуклонно возрастающим успехом.
К концу 1841 г. состоялось 26 представлений.
Вскоре последовали постановки в других городах и странах: 1841 г. – Бордо (Франция); 1842 г. – Марсель
(Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Брюссель (Бельгия), Вена (Австрия); 1843 г. – Лион
(Франция), Милан, Венеция (Италия), Берлин (Германия); 1844 г. – Гаага (Нидерланды), Флоренция, Генуя
(Италия); 1845 г. – Стокгольм (Швеция), Рим (Италия), Дублин (Ирландия), Лиссабон (Португалия); 1845 г. –
Бостон, Филадельфия, Чарлстон, Нью Йорк (США); 1848 г. – Копенгаген (Дания), Варшава (Польша); 1849 г. –
Кенигсберг (Пруссия).
На сцене парижской Оперы "Жизель", по неполным данным, выдержала за 18 лет 150 представлений, тогда как
самый знаменитый ранее балет "Сильфида" – всего лишь 59 представлений за 12 лет.
В России "Жизель" впервые была поставлена в 1842 г. на сцене петербургского Большого театра французским
балетмейстером Антуаном Титюсом Доши, более известным как Титюс. Эта постановка во многом воспроизвела
парижский спектакль, за исключением некоторых видоизменений в танцах. Спустя шесть лет приехавшие в Петербург
Перро и Гризи привнесли в спектакль новые краски. Следующую редакцию балета для Мариинского театра осуществил
в 1884 г. знаменитый балетмейстер Мариус Петипа (1818-1910). Позднее советскими балетмейстерами в разных
театрах возобновлялись прежние постановки.
На сцене Большого театра в Москве балет впервые был поставлен в 1843 г.
Роль главной героини в свое время исполняли Елена Андреянова, Тамара Карсавина, Анна Павлова, Галина Уланова,
Марина Семенова.
|