
Андрий Жолдак
|
26.10.2012 Первый канал
На сцене Михайловского театра - классическая опера в прочтении эпатажного режиссёра
В Михайловском театре состоялась премьера оперы "Евгений Онегин". Классическая история получила новое прочтение в постановке
украинского режиссера Андрия Жолдака. Его спектакли нередко называют "провокационными" и "эпатажными". Вот и на этот раз зрители ждали
чего-то весьма нестандартного.
Жолдак - беспощадный. Жолдак жестокий. Актеров он как-то назвал собаками, выдрессированными для воплощения его идей. Продолжатель
знаменитой театральной династии требует именовать себя Андрием Жолдаком-Тобилевичем Четвертым. Так что, шутки в сторону. В Петербурге
ставит оперу известный на всю Европу скандалист.
Для Михайловского театра приглашение такого режиссера - определенный риск. Ведь на этой сцене уже идет классический, привычный
вариант "Евгения Онегина". Но Андрий Жолдак, который, кстати, впервые берется за постановку оперы, пообещал, что будет сдерживать себя
от эпатажа и постарается сделать тонкий психологический спектакль.
"Волшебный яд желаний" в арии Татьяны превращается буквально в крепкий напиток: на сцене холодильник, в нем карлик с бутылкой. Свою
страсть пушкинская героиня остужает натуральным льдом и струей воды. А Онегин сыпет на ее голову черный горох. По мнению Жолдака,
миндальничать нечего, в романе Пушкина и в музыке Чайковского нет никакой сентиментальности, есть трагизм и эротизм.
"Там, где нежность, там всегда есть ярость! Поэтому спектакль состоит из баланса - поиска баланса этой нежности, красоты и вдруг -
подспудными импульсными, неконтролируемыми желаниями, которые существуют у главных героев", - говорит режиссер Андрий Жолдак.
По мнению Жолдака, предыдущие постановщики не разглядели в этой опере главную тему - неумолимого рока. Судьба Татьяны и Онегина
предопределена. Вначале сцена ослепительно бела. Но вот падают черные ягоды, потом черные пятна появляются на стене, костюмах. Они
тоже необычны - это не детальное воссоздание эпохи, а представление современного человека о моде 19 века.
"Онегин и Ленский - они как одно целое. Ведь Онегин убил не Ленского, а Ленского в себе - все самое светлое в себе. Вся история - это
движение от белого к черному, потому что он убил часть себя", - говорит дизайнер костюмов Роландс Петеркопс.
В кульминацию спектакля режиссер, как он считает, вложил сакральные и самые загадочные символы. Онегин танцует с Ольгой. Влюбленные
выясняют отношения. Казалось бы, все это игра, даже ружье пневматическое. Но смерть реальна. Онегин, пытаясь воскресить друга, даже
поливает его молоком. Тщетно.
Такой "Онегин" кого-то раздражает, кого-то приводит в восторг. Но событием спектакль уже стал - билеты распроданы задолго до премьеры.
Сам режиссер уверяет: экстравагантность в этой опере не главное. Главное - чувства, которые одинаково переживали молодые люди и в 19, и
в 20, и в 21 веке. В музыке Чайковского, признается Жолдак, всe это есть, надо только услышать.
Дмитрий Витов
|