25 июля 2011 РИА НОВОСТИ

Байройтский фестиваль: семейный "бизнес" Вагнеров

Сегодня в баварском Байройте (Bayreuth) в сотый раз открывается Вагнеровский (или Байройтский) фестиваль (Bayreuther Festspiele). Старейший музыкальный фестиваль Европы основан самим композитором в 1876 году, но долгое время проводился нерегулярно, с перерывами на несколько лет, и лишь после войны стал ежегодным.

На сцену дворца, построенного на "Зеленом Холме" Байройта еще для первого фестиваля, вновь, как и каждый год, выйдут герои опер композитора, а открывать его будет "Тангейзер" в постановке известного немецкого режиссера Себастьяна Баумгартена.

И хотя билеты на все спектакли распроданы задолго до начала фестиваля, немецкая пресса пишет, что подготовка к юбилею идет без лишней помпы, а открытие будет тихим, даже если приедет канцлер Ангела Меркель. Фрау канцлер и ее супруг Йоахим Зауэр - всегда желанные гости Байройтского фестиваля, редко появляясь вместе на публике, они все же делают исключение для этого события, за что журналисты в шутку окрестили господина Зауэра "Фантомом оперы".

Тангейзер и другие

Байройтский фестиваль всегда был "династическим предприятием", им всегда управляли члены семьи Вагнер. Сейчас им руководят правнучки композитора - Ева Вагнер-Паскье (Eva Wagner-Pasquier) и Катарина Вагнер (Katharina Wagner), которая к тому же выступает и как театральный режиссер. В программе фестиваля ее постановка "Нюрнбергских мейстерзингеров".

Кроме того, в программу вошли почти все "крупные формы" Вагнера, которые ставили не менее значительные современные европейские режиссеры: "Тристан и Изольда" Кристофа Марталера (Christoph Marthaler), "Лоэнгрин", поставленный в прошлом году Хансом Нойфельсом (Hans Neuenfels), "Парсифаль" норвежца Штефана Херхайма (Stefan Herheim), которого называют главным открытием европейской театральной сцены последнего времени.

В своей версии "Тангейзера" Себастьян Баумгартен (Sebastian Baumgarten), известный экспериментами с формами классического музыкального театра, стремится отойти от чистой художественной драмы и освободить глубинные конфликты, скрытые в сюжете оперы. Руководить оркестром будет знаменитый дирижер Томас Хенгельброк (Thomas Hengelbrock). А за сценографию в этой постановке отвечает голландский художник Йоп ван Лисхаут (Joep van Lieshout), который создал на сцене инсталляцию, напоминающую то ли газовую установку, то ли "арт-центр" по переработке отходов, пишет die Zeit.

Не будет на этом фестивале лишь "Кольца Нибелунгов", которое готовят к 200-летию композитора в 2013 году. Об этой постановке говорят давно, и кто возьмется за нее пока не известно. Некоторое время ходили слухи, что ставить "Кольцо" будет Вим Вендерс, но тот якобы отказался, и это предложение было отдано Франку Касторфу, чей спектакль "В Москву! В Москву!" в прошлом году открывал Чеховский театральный фестиваль. Но и это пока тоже лишь слухи, Катарина Вагнер в интервью Deutsche Welle накануне открытия фестиваля не стала называть имени кандидата, лишь заметив, что переговоры продвигаются хорошо.

История одной утопии

Мечты о создании "театра одного композитора" в 1871 году привели Вагнера и его жену Козиму (дочь Ференца Листа) в Байройт, где он решился воплотить в жизнь свою мечту. 13 августа 1876 года был поднят занавес первого фестиваля, на котором состоялась премьера "Кольца Нибелунгов" - гигантского цикла из четырех опер.

К сожалению, первый фестиваль потерпел полное финансовое фиаско, но Вагнер не отступился и в 1882 году состоялся второй Байройтский фестиваль, на котором было представлено последнее произведение композитора – опера "Парсифаль", эта постановка имела огромный успех.

После смерти композитора в 1883 году руководство фестивалем взяла на себя вдова Вагнера. Она сама делала постановки знаменитых опер мужа, контролируя при этом весь процесс от декораций до техники исполнения партий певцами. Каждый фестиваль она превращала практически в религиозный ритуал.

В 1908 году бразды правления перешли к сыну композитора – Зигфриду Вагнеру, после смерти которого в 1930-м руководителем фестиваля стала его вдова – Винифред Уильямс. Она была фанатичной поклонницей Рихарда Вагнера и … Адольфа Гитлера. Ее дружба с фюрером тяжелой ношей ляжет потом на семью Вагнеров, и даже собственная ее дочь назовет этот период "ночью над Байройтом".

После войны в 1951 году началась новая эра Вагнеровского фестиваля под совместным руководством внуков композитора Виланда и Вольфганга. Обновление проходило под девизом "Обновление" (Entrumpelung). После скоропостижной смерти Виланда Вольфганг Вагнер в одиночку руководил фестивалем 42 года.

Байройт – место консервативное, но Вольфганг Вагнер приглашал интереснейших режиссеров своего времени. Так в 1976 году (в год столетия со дня основания фестиваля) на его подмостках было вновь поставлено "Кольцо Нибелунгов", автором которого стал Патрис Шеро - французский актер, сценарист и режиссер, прославившийся своими постановками Мольера, Шекспира, Мариво, Марло, а большинству известный по фильму "Королева Марго" (1994). Эта инсценировка стала поводом огромного скандала в театральных кругах. Но с течением времени постановка, которую традиционалисты окрестили чуть ли не "святотатством", обрела свою популярность.

В 2008 году Вольфганг Вагнер ушел в отставку, оставив руководство фестивалем двум своим дочерям - Еве и Катарине.

(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz