|
17.04.2012 Lenta.ru
Главные "Золотые маски" вручили Могучему и Серебренникову
Вечером 16 апреля на сцене Большого театра прошла церемония вручения крупнейшей театральной премии в России
"Золотая маска", которую в этом году присуждали в восемнадцатый раз. Результаты конкурса, длившегося более двух
месяцев, обнадеживают - драмтеатр уверенно продолжает двигаться в сторону авангарда, жюри открыто к новациям
интеллектуальных режиссеров и даже к театру с твердой гражданской позицией. Печалит хоть объективное, но явное
отставание регионов, а также цензура, процветающая по всей стране.
Церемония награждения лауреатов вернулась на историческую сцену ГАБТ после восьмилетнего перерыва, что, конечно,
придало всему мероприятию особую торжественность и значимость. Большому родная площадка помогла мало - театр
лидировал по числу номинаций, претендовав на 24 награды, но взял всего пять, и то не основных. Среди прочего ГАБТ
унес приз критики за балет Chrome, за лучшую мужскую роль в балете (Денис Савин, "Herman Schmerman"), а также за
музыку Леонида Десятникова для балета Алексея Ратманского "Утраченные иллюзии".
Прошедшая "Золотая маска" легко выявила самые разные стороны многогранной театральной действительности. В частности,
и то, что у грандов вроде Мариинки или Большого есть более чем достойные конкуренты, а они сами пребывают в поиске и
сопутствующем ему некотором замешательстве. Авангардные оперные постановки вроде "Золотого петушка" Кирилла
Серебренникова (ГАБТ) и "Мертвых душ" Василия Бархатова (Мариинка) оказались неоцененными и остались не у дел в
основных номинациях. Первая опера, правда, взяла награду за работу художника по свету (Дамир Исмагилов), вторая -
за сценографию (художник Зиновий Марголин), что было вполне ожидаемо. Выставить на сцену огромные колеса брички
Чичикова - довольно радикальное и необычное решение.
В самых "высоких" жанрах жюри предпочло "золотую середину" - симбиоз прекрасной техники, смелости и одновременно
приверженности к классике. На данный момент ближе всего к этому подступился столичный театр имени Станиславского и
Немировича-Данченко, который явно находится в своей лучшей форме. Музыкальный театр получил премию за оперную и
балетные постановки - за "Сказки Гофмана" режиссера Александра Тителя и "За вас приемлю смерть" Начо Дуато,
испанского хореографа, возглавляющего сейчас балетную труппу Михайловского театра.
Кроме того, Театр имени Станиславского унес награды в номинациях "Лучшая работа дирижера" в опере (Евгений Бражник),
в балете (дирижер Феликс Коробов), а также "Лучшая женская роль" в балетной постановке - премию присудили танцовщице
Анне Хамзиной. Она исполнила главную роль в балете Джона Ноймайера "Русалочка", необычайно сложную, не в последнюю
очередь из-за костюма. Балерина признавалась, что долгое время не могла привыкнуть к русалочьему хвосту - струящимся
длинным и широким брюкам.
Насколько триумфальным был этот вечер для Московского музыкального театра, настолько же провальным он оказался для
жанра "Оперетта-мюзикл". Члены жюри не смогли выбрать ни одного победителя в четырех номинациях, в которых этот жанр
был представлен. Подобное в истории "Золотой маски" случается редко и обычно свидетельствует о, мягко говоря,
чрезвычайной слабости номинантов - в этом году за премию боролись "Граф Люксембург" (Музыкальный театр, Иркутск),
"Летучий корабль" (Театриум на Серпуховке, Москва) и "Черная курица" (Музыкальный театр республики Карелия).
Интересно, что именно в "Оперетте-мюзикле" конкурсанты остались без наград и в 2004 году.
Традиционно основные награды драматической части "Золотой маски" остаются в Москве и Санкт-Петербурге - так
случилось и на этот раз. Своеобразным реверансом регионам можно считать, например, победу Светланы Замараевой в
номинации "Лучшая женская роль", подчеркнуто провинциально сыгравшую провинциальную актрису Елену Кручинину в "Без
вины виноватые", которые идут на сцене ТЮЗа в Екатеринбурге. Аналогичный приз среди мужчин достался Евгению Миронову
за роль Калигулы в одноименном спектакле, поставленном на сцене мироновского Театра Наций. Таким образом, актер
стал трехкратным лауреатом "Золотой маски".
Стоит признать, что в этом году интрига, сложившаяся вокруг драмчасти, оказалась необычайно интересной - причиной
тому имена первого ряда среди номинантов-режиссеров. И вполне прогнозируемо и заслуженно премий удостоились большие
художники, определяющие вектор развития отечественного театра.
Лучшим режиссером в большой форме жюри признали петербуржца Юрия Бутусова, поставившего "Чайку" в "Современнике",
ставшую одним из главных событий прошлого театрального сезона. Бутусов, получивший первую "Золотую маску" еще в
1999 году за "В ожидании Годо", сделал очень авторский и авангардный спектакль, пронизанный размышлениями о природе
театра.
В той же степени индивидуальным, сколь и ярким, стилем обладает лауреат главной премии "Лучший спектакль большой
формы" Андрей Могучий (Александринский театр, Петербург), поставивший детский спектакль "Счастье" по мотивам пьесы
Метерлинка "Синяя птица". Могучий впервые удостоился награды в главной номинации, хотя до этого его работы не раз
отмечались "масками", но в других категориях. В театральных кругах многие предсказывали победу режиссеру - слишком
уж необычной и визуально ни на что не похожей оказалась его версия "Синей птицы", созданная совместно с художником
Александром Шишкиным (он также получил премию).
Удивительным в его работе кажется то, в какую авангардную форму он облекает вполне традиционный и в общем
незамысловатый посыл; спектакль Могучего - прежде всего о любви, счастье, взрослении и смерти. Излишне говорить,
что детский спектакль с яркими декорациями, масками и анимацией оказывается на деле достаточно серьезным, чтобы
быть интересным и взрослому зрителю.
Достаточно странно, что еще один лауреат, а именно Кирилл Серебренников, получил "Золотую маску" впервые, хотя
режиссер "Человека-подушки" и "Околоноля" считается одной из наиболее влиятельных фигур на российской сцене.
Награда к нему ушла за студенческий спектакль "Отморозки", поставленный по роману "Санькя" Захара Прилепина, в
номинации "лучшая малая форма". В спектакле прилепинских нацболов играют ученики Серебренникова из школы-студии
МХАТ, отчаянные мальчишки, которые со сцены призывают к революции и требуют свободы. Готовясь к спектаклю, ученики
Серебренникова ходили на "Марши несогласных" - сам же спектакль решено было ставить на фоне нарастающих
оппозиционных настроений. Понятно, что экспериментальный театр Серебренникова получил свою премию с учетом
актуальности политических событий, развернувшихся в России между думскими и президентскими выборами.
Присуждение премии Серебренникову важно с нескольких точек зрения - как поддержка студенческого театра, с одной
стороны, и как признание роли театра с активной гражданской позицией, с другой. В свете этого история,
приключившаяся с Кириллом Серебренниковым на церемонии вручения, кажется просто нелепой.
Получая награду на сцене Большого театра, режиссер сказал, что хотел бы посвятить эту премию всем людям в России,
которые борются за справедливость, тем людям, "которые делают это на площадях, сидят за нее в тюрьме, которые за
нее голодают... Я уверен что Правда по-любому победит ложь, воровство, мрак...", - заявил режиссер. Однако его речь
во время трансляции на телеканале "Культура" была сокращена, она заканчивалась на слове "справедливость", а все
остальное, видимо, решили убрать, чтобы не испортить "праздник театра".
Восемнадцатая "Золотая маска" продемонстрировала готовность жюри и театрального сообщества принять и наконец-то
премировать театр самобытный, авангардный и острый, чего не скажешь о российском телевидении. Совсем не хочется,
чтобы искусство превращалось в большой политический проект, но, наверное, на российской сцене нужно поставить
десятки спектаклей, подобных "Отморозкам", в разных формах и жанрах, чтобы к ним привыкли. Правда, есть опасения,
что тогда трансляция сведется к танцевальным и вокальным номерам, изредка перемежающимся объявлением лауреатов
главной театральной премии страны.
Татьяна Ершова
|